Расчет влияния фактор, определяющих уровень средней цены
Фактор | Изменение цены, руб. | Изменение рентабельности, % |
Качество продукции | +70,0 | +1,33 |
Рынки и каналы сбыта | +53,6 | +1,01 |
Сроки реализации | -60,0 | -1,14 |
Инфляции | +936,4 | +17,8 |
Итого | +1000 | +19,0 |
Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.
Такие расчеты проводятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя. Исчисленного в челом по предприятию, имеет следующий вид:
.
Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого факторного показателя данной модели на фактический отчетного периода.
|
|
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала (отношение прибыли от основной деятельности к средней сумме операционного капитала). Общая сумма прибыли от основной деятельности зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и внереализационных финансовых результатов, относящихся к основной деятельности (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (ОК) зависит от скорости его оборота и объёма продаж. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объёма продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объёма производства и реализации продукции.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:
Таблица 12.12