Вопросы к зачету по социологии ФКС

Социологическая характеристика спорта высших достижений (СВД).

Высшие технические достижения и рекордные результаты в спорте играют большую стимулирующую роль в его развитии и функционировании. Но они не являются единственной самоцелью. В спорте важна состязательность, выявление и утверждение превосходства одного спортсмена над другим и целью такой деятельности является обретение человеком гармонического развития личности и физического совершенства. Неоспоримо также политическое и пропагандистское значение СВД. СВД с его режимом больших напряжений и высочайших требований к личности и организму спортсмена предполагает полную мобилизацию всего потенциала сил человека, а значит, высокой и устойчивой социально-биологической и социально-психологической готовности к деятельности, что достигается планомерной воспитательной работой со спортсменами.

Крупные исследования о социологических аспектах спорта сделаны профессором Р.А. Пилояном. В первые годы советской власти спорт был признан «пережитком буржуазного общества» и рассматривался лишь как средство ФВ. В послевоенные годы спорт получил динамическое развитие под влиянием побед в международных соревнованиях и высоких спортивных результатов. Дальнейшим стимулом развития СВД стало успешное выступление советских спортсменов на ОИ.

Состязательные игры и спортивные единоборства постепенно оформились в институт спорта как общественный инструмент проверки физического и психического совершенства человека.

Спортивная победа имеет личный и общественный смысл. Личный – подчеркивает индивидуальные качества и способности человека, общественный – свидетельствует о генетической одаренности представителей различных наций и народностей, о генофонде народа. Исторически сложилась и связь этих аспектов: СВД – индикатор генетической одаренности конкретных индивидов и в целом народа, который они представляют. Кроме того, победы на спортивных аренах демонстрируют эффективность воспроизводства человеческой жизни в условиях тех или иных общественно-экономических формаций.

В условиях усиленной конкуренции на международной арене и резкого повышения спортивных результатов необходима надлежащая социальная защищенность спортсменов. Этой проблеме уделяют внимание ЮНЕСКО и международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за ФВ и спорт.

СВД таит в себе и определенные трудности и опасности:

- чрезмерные нагрузки на организм спортсмена могут стать угрозой здоровью и психическому равновесию, особенно юных спортсменов;

- неверная социальная установка на то, что только спортивными успехами можно обеспечить свое будущее может привести к слому спортивной карьеры и жизненных планов;

- разрушение здоровья в результате применения различных фармакологических средств, стимулирующих двигательную деятельность и др.


1. Дать определение понятий «социология», «социология ФКС», «здоровый образ жизни».

2. Когда в нашей стране сформировалась социология ФКС как наука?

· Какие этапы в ее развитии разделяют?

· Какие методы исследования использовались?

3. Из каких составляющих складывается производственно-экономический эффект занятий ФКС?

4. Назовите два компонента здорового образа жизни.

· Дайте определение понятия «здоровый образ жизни».

5. Какие условия необходимы для того, чтобы повлиять на активные занятия человеком физическими упражнениями?

6. Дайте определение понятия «конкретное социологические исследование».

· Какие научные дисциплины принято называть прикладной социологией?

7. Перечислите этапы социологического исследования.

8. Перечислите разделы программы конкретного социологического исследования.

9. Перечислите методы исследования в социологии ФКС.

10. Перечислите основные требования к составлению анкеты для социологического исследования.

11. Перечислите, какие виды вопросов анкеты для социологического исследования Вы знаете?

12. Дайте определение понятий «социализация личности», «социальная адаптация», «мотивация спортивной деятельности».

13. Перечислите особенности социализации юных спортсменов.

14. Какие существуют факторы, формирующие и подкрепляющие интерес к спорту?

15. Какие существуют группы ценностей, связанные со спортом?

16. В чем заключаются особенности отношения женщин к ФКС?

17. Перечислите мотивы спортивной деятельности.

18. В чем заключаются особенности мотивации юных спортсменов? Как эти мотивы могут меняться с возрастом?

19. Какие морально-этические проблемы существуют в юношеском спорте?

20. Дайте определение понятия «конфликт». Чем он отличается от конфликтной ситуации?

21. Как классифицируются социальные конфликты?

22. Какие три основные причины конфликтов с тренерами называют спортсмены и наоборот?

23. Перечислите, какие существуют условия предупреждения конфликтов?

24. Перечислите и охарактеризуйте основные стили тренерского руководства.

25. Какие факторы тренерского авторитета являются наиболее значимыми по мнению спортсменов?

26. Какие существуют обстоятельства перехода к другому тренеру?

Сколько процентов квалифицированных спортсменов тренируются у первого тренера?

27. Дайте определения понятий «спорт», «массовый спорт», «спорт высших достижений».

28. Дайте определения понятий «олимпизм», «олимпийское движение». Дайте определение понятия «анкетирование» в КСИ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: