Тема 6: Развитие отраслей психологии

Тема 5: Зарождение психологии как науки.

Модуль 2. Развитие психологии как науки и методологический кризис

Цель модуля: Сформировать у студентов научные представления о возникновении и динамике развития научных психологических знаний и развитии отраслей психологии.

Немецкая эмпирическая психология первой половины XIX в. Учение И-Ф. Гербарта и его развитие в трудах Т.Вайтца, М.Лацаруса, Г. Штейнталя. Развитие английской ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Д. Милль, Д.С.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).

Особенности социально-культурного развития России в XIX в. Различные течения общественной мысли и их влияние на формирование картины мира человека: славянофильство и западничество, революционно-демократическое движение, академические Философские направления. Первый в русской науке опыт систематизации наук и целостного описания психического мира человека в работах А.И. Галича. А.И.Герцен о "деянии" как факторе духовного развития человека.

Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки (физиология органов чувств и мозга, взаимодействие локализационных и антилокализационных тенденций, развитие учения о рефлексе, концепция Ч.Дарвина и ее влияние на становление научных представлений о психике, накопление психологических идей в пограничных психологии областях: психиатрии, гипнологии, педагогике, медицине и т.д.).

Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизиология органов чувств (Г.Гельмгольц), психофизика (Э. Вебер и Г. Фехнер), психометрия (Дондерс). Создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта и начало экспериментального этапа в развитии психологии. Развитие экспериментальной психологии в Европе и в Америке в конце ХIХ - начале XX в. Экспериментальные методы, приборы и оборудование.

Экспериментальная психология: «Сертификат» на независимость. Э.Вебер: зарождение психофизики. Г.Т.Фехнер: основы психофизики. Ф.Дондерс: время реакции

Г.Л.Гельмгольц: основоположник психофизиологии. Э. Пфлюгер: сенсорные функции. Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов. В.Вундт: «отец» экспериментальной психологи. Г.Эббингауз: метод бессмысленных слогов. Изучение навыков. Дифференциальная психология: Проблема индивидуальных различий. Ф.Гальтон: наследственность гения. Развитие метода тестов. А.Бине: диагностика умственного развития. Психология развития: Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область. С. Холл: рождение педологии.

Дж.Семи: ассоцианизм в детской психологии. Э.Мейман: педагогическая психология. Э.Клапаред: идея саморазвития. А.Гезелл: нормальное детство. Дж. М. Болдуин: культурное развитие ребенка. К.Бюлер: стадии психического развития. М.Мид: этнопсихология детства. Зоопсихология: Дарвин и подъем сравнительной психологии. Психика животных и психика человека. «Закон экономии» Ллойд-Моргана. Дискуссия о вариативности поведения. Ж. Леб: теория тропизмов. Познаваемасть психических актов

Социальная и культурно-историческая психология: «Психология народов». Коллективный организм». Вклад психоневрологов. Внушение и подражание. Э.Дюркгейм: коллективные представления. Концепция ценностей. Концепция инстинктов. Психотехника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: