double arrow

Тема 3: Развитие психологических знаний в средние века и эпоху Возрождения


Общая характеристика развития психологической мысли в период Средневековья. Арабоязычная психологическая мысль средневековья: сохранение и развитие античной традиции. Концепции Ибн-Сины, Ибн-Рошда, Ибн-аль-Хайсама. Схоластика как основа философско-психологической мысли средневековой Европы. Соотношение веры и знания, понимание души в христианском вероучении и схоластике. Своеобразие интерпретации природы человека и его внутреннего мира в русле номинализма и реализма. Учение Фомы Аквинского как форма схоластической интерпретации души. "История моих бедствий" П.Абеляра, "Бритва Оккама" и номиналистическое учение Д. Скотта. Р. Бэкон о роли опыта в познании. Зарождение психологической мысли в России. Социально-культурная детерминация развития психологического познания. Дописьменный этап в развитии психологического познания (фольклор, эпос). Первые письменные своды - летописи, сказания, поучения. Никифор (митрополит Киевский), Н.Сорский, М.Грек и их учения о душе.

Развитие психологической мысли в культуре Возрождения: синтез языческих и христианских идей в познании человека. Истоки гуманистических подходов в психологии. Проблема всестороннего развития, творчества, свободы и достоинства личности в моральной философии, в искусстве и литературе, в схоластике. Теории способностей X.Уарте и X.Вивеса. Сенсуалистические идеи в учении Леонардо-да-Винчи. Гуманистические идеи в психолого-педагогической мысли Возрождения (Я.А.Коменский, Э.Роттердамский). Особенности русской психологической мысли периода Просвещения. М.В.Ломоносов - родоначальник естественно-научных представлений в русской психологической мысли. А.Н.Радищев и развитие целостных взглядов на природу и жизнь души. Психологические идеи Д.С.Аничкова, С.Е.Десницкого, А.Д.Кантемира, Я.П.Козельского, Н.И.Новикова, Г.С.Сковороды и других русских мыслителей XVIII в. Развитие психолого-педагогического, этнопсихологического, психолингвистического знания. Психологические идеи, формирующиеся в рамках святоотеческого православного вероучения - Д. Ростовский, М. Задонский




Тема 4: Психологическая мысль Нового времени. Ньютоновская механика и ее влияние на формирование научных идей Д.Гартли и его картину психического мира человека. Дж.Беркли, Д. Юм - дальнейшее развитие интроспективных представлений. Особенности психологических воззрений французских материалистов XVIII века (М.Ламетри, Э. Кондильяк, К.Гельвеции и Д.Дидро, Ж..Ж.Руссо). Психологические идеи немецкой классической философии конца XVIII-начала XIX вв. Эмпирическая концепция Ф.Бэкона, разработка методологических проблем познания; учение об "идолах" как источниках заблуждений познающего человека. Рационализм в психологии.



Декарт и начало нового этапа в развитии психологии: рефлекторная концепция и интроспективное понимание сознания. Преобразование предмета психологии - от изучения души к изучению сознания. Универсальное сомнение Декарта как метод познания мира и человека. Декартовский дуализм и постановка психофизической проблемы. Понятие о врожденных идеях и учение Декарта о рациональной интуиции. Концепция аффектов Декарта.

Последекартовская полемика о природе человека и души (Т.Гоббс, Б.Спиноза, Дж.Локк, Г.В.Лейбниц). Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли. Монадология Лейбница - разработка проблемы структуры души, идеи бессознательного. Сенсуализм в психологии. Эпифеноменалистическая теория психического Т.Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Д.Локка, учение о двух источниках познания, критика теории врожденных идей. Разработка Локком ассоциативных идей. Полемика Локка и Лейбница. Формирование эмпирической психологии. Развитие ассоциативных идей.

Немецкая эмпирическая психология первой половины XIX в. Учение И.Ф. Гербарта. Развитие английской ассоциативной психологии. (Т. Браун, Д. Милль). Психологические идеи в работах представителей немецкой классической философии (И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах, И.Кант). Френология Ф.Галя. Достижение в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания.







Сейчас читают про: