Тема 8. Государственно-идеологический кризис на Руси в первой половине XI В. И пути его преодоления. 8 страница

7. Горшков В. «После Батыева погрома» (Древнерусская живопись) // Родина. – № 11.

8. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве. – Л., 1976.

9. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. – М., 1984.

10. Миронов Г. Е. Три иконописи // Преподавание истории в школе. – 1994. – № 4.

11. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. – М., 1995. –
Т. 1, 2, 3.

12. Раппорт П.А.Зодчество Древней Руси. – М., 1954.

13. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. – М., 1963.

14. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор «Слово о полку Игореве». – М., 1972.

15. Сергий Радонежский. Сборник. – М., 1991.

16. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. – М., 1997.

1.Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким направлениям – хозяйственной, политической, культурной. На развитие русской культуры влияло то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились традиции восточнославянских племен и влияние соседних народов, с которыми контактировала Русь. В пору своего государственного становления Русь испытывала мощное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Поэтому культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. На русскую культуру оказало сильное влияние христианство. Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании, народность, цельность и простота в искусстве, изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре, мягкость, жизнелюбие доброта в живописи, постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе.

В историографии присутствует определенное противопоставление языческой культуры Руси и христианской.

Рассмотрение древнерусской культуры предлагается начать с анализа летописания.

Летописи представляют собой исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается годовыми, часто календарными, а иногда и часовыми датами. По видовым признакам они близки к западноевропейским анналам и хроникам. Различают также летописцы – это более мелкие, локальные по своему содержанию исторические сочинения, которые рассматривают, как правило, историю отдельного княжества или земли. Практически все сохранившиеся до настоящего времени летописи являются компиляциями, т.е. сводами предшествующих летописей.

Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения Древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения. Вся нарративная часть исследований по истории русских земель и княжеств X–XVII вв. почерпнута из летописей и – в большей или меньшей степени – является их переложением. Для более глубокого понимания специфики летописного материала студенты должны представлять себе, что каждый летописный список имеет свое условное название. Чаще всего оно давалось по месту хранения (Ипатьевский, Академический), либо по фамилии владельца (Оболенский список, Радзивилловский и т.п.), либо по имени заказчика.

Летописание велось на Руси с XI по XVII вв. Оно считалось делом государственным, поэтому центрами летописания были монастыри и княжеские дома. Авторами-составителями летописей были монахи – самые грамотные и хорошо подготовленные люди того времени, которые располагали богатыми библиотеками, переводной литературой, записями старинных сказаний, легенд, преданий, великокняжескими архивами. При составлении летописи четко выполнялся определенный «социальный заказ». Студенты могут подтвердить это конкретными примерами, проанализировав отдельные редакции «Повести временных лет».

Центральным памятником древнерусского летописания является «Повесть временных лет» – грандиозный летописный свод. Следует выяснить этапы составления этого памятника, редакции, время и обстоятельства их составления. Ученые считают, что прежде, чем появились летописи, существовали отдельные записи, в том числе, церковные, устные рассказы, которые и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Поэтому важной проблемой является вопрос об источниках ПВЛ. Среди них мы видим иностранные сочинения, произведения сакрального характера, древнейшие летописные своды.

Значительный интерес представляет собой личность монаха Нестора – автора-составителя первой редакции ПВЛ. Студенты могут остановиться на ней более подробно. Особое внимание следует уделить идеям, которые были заложены в ПВЛ: идея всеславянского единства, причастность славянства к общеевропейской семье народов, идеи единства Руси, защиты общегосударственных идеалов.

Следует рассмотреть все три редакции ПВЛ, выделить особенности их содержания, оценок. Особенно важно отметить и доказать идеологическую заданность второй редакции ПВЛ, которая написана полностью с промономаховских позиций. Для этого нужно вспомнить, что в 1116–1118 гг. летопись была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском монастыре и писалась ПВЛ. Мономах отнял летописание у Печерских монахов и передал его в свой родной Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр и стал автором-составителем второй редакции ПВЛ. Также следует рассмотреть и историю создания третьей редакции ПВЛ.

В заключении, студенты должны сделать вывод о громадном историко-культурном значении ПВЛ.

Летописание XII–XIII вв. дошло до нас фрагментарно. Среди основных центров летописания того времени – Киев, Галицко-Волынская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород. Основными идеями летописания являлось доказательство приоритета того или иного княжества, земли среди других русских земель. Так, например, в основу летописания Северо-Восточной Руси была положена идея о переходе центра Русской земли из Киева во Владимир. Летописание Новгорода было в большей степени ориентировано на внутренние проблемы, на экономическую и политическую жизнь города.

2. Развитие литературы в XI–XIII вв. прошло несколько этапов. Первый этап включает литературу XI – начала XIII вв. Для этого периода были характерны произведения, рассматривающие историческое место и судьбу Руси, значение принятие христианства. В XI в. появляются и другие литературно-публицистические сочинения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, «Чтение о житии Бориса и Глеба» монаха Нестора, позже появляются «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Хождение игумена Даниила в святые места». Важно проанализировать основные идеи этих произведений. Особенностью древнерусской литературы было то, что в ней не существовало четкого разграничения между историческими и литературными произведениями, не было понятия о вымышленных героях или событиях. Авторы создавали свои сочинения либо о реальных исторических деятелях, либо о тех героях и событиях, в существование которых они искренне верили.

Нельзя обойти вниманием одно из самых ярких произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». В нем отразилось переплетение языческих и христианских, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных черт. Важно рассмотреть проблему авторства этого произведения и его основные идеи.

Важное место в древнерусской литературе занимает агиографический (житийный) жанр. Нужно усвоить особенности этого жанра. Для житийной литературы XI–XIII вв., как и для икон, характерна статичность фигур – отсутствие движения, поскольку движение сопряжено с изменением времени – земным уделом. Святые статичны, ибо они вечны и не подвластны земным переменам времени. Поэтому автор пытается показать святость своего героя. Очень четкое определение житийному жанру дал В.О.Ключевский: «Житие – не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии – не портрет, а икона». Студентам следует привести примеры произведений агиографического жанра.

Студенты должны различать, какие виды книг религиозного и светского характера получили распространение на Руси. Это, прежде всего – Евангелия, Апокалипсисы, Псалтири, Деяния апостолов, Книги пророков. Кроме того – Палеи (своеобразное собрание выписок из книг Ветхого Завета), Синодики (поминальные книги), «Лекарства душевные» (нравоучительные повествования), Часословы и Минеи (они регулировали церковные службы). Огромной популярностью на Руси пользовалась «Топография» Космы Индикоплова, которая давала наглядное преставление о строении мира и толковавшая судьбы человеческие. В повседневную жизнь русских людей вошли сборники, включающие переводные сочинения – нормативные документы, подобные тем, которые входили в «Мерило праведное», хроники, рассказывающие о событиях мировой истории, византийские и южнославянские сочинения различных жанров. Отдельную группу составили лицевые рукописи, повествующие о русской истории, – жития святых, летописи, сказания.

Студентам следует отметить, что особой популярностью на Руси пользовалась Псалтирь, которая не только включалась в богослужение, но и использовалась в качестве основной учебной книги. Она содержала большое количество миниатюр. Миниатюры – это зарисовки, которые иллюстрировали содержание книги, летописи и т.п. Причем миниатюра не прямо отражала окружавший ее мир, а пользовалась сложной системой иносказаний. Миниатюры нередко оперировали аллегорией. Так, фигура юноши в золотой короне обозначала утро, женщина в цветочном венке – весну, птица, сидящая на горе, – душу человека. Встречались уподобления, когда один персонаж как бы выступал в роли другого. Значительный интерес представляет такая форма интерпретации, как олицетворение (от слова «лицо»). Следуя ей, море, река, земля, даже ад обретали черты человека соответствующего цвета и характера.

Среди древнерусских рукописей особо выделяется небольшая группа художественно оформленных книг. Еще меньше так называемых лицевых рукописей, т.е. таких, которые имеют миниатюры, то есть представляют содержание книги в лицах. Лицевые книги были разнообразны по объему, охвату, содержанию. Миниатюры значительно обогащали содержание книг и ставили их в один ряд с такими произведениями искусства, как мозаика, фреска, икона.

Самое заметное место отводилось выходной, или фронтисписной (от французского – главный фасад) миниатюре, как правило, открывающей книгу или входящее в сборник отдельное произведение. Выходные миниатюры либо представляли автора (как в виде традиционного портрета, так и в метафорических или аллегорических формах), заказчика, героя повествования, либо раскрывали кульминацию сюжета или основную идею сочинения, вводили в мир символов или аллегорических образов литературного произведения.

Непосредственное содержание рукописи передавали текстовые миниатюры, которые и являются собственно иллюстрациями. Иногда миниатюрист предлагал свои оригинальные художественные решения, не предусмотренные иконографическими канонами.

Особое назначение в средневековой книге имели маргинальные миниатюры. Это расположенные на полях, небольшие по размерам изображения, которые были автономны от текста.

Самые древние, дошедшие до нас лицевые рукописи, датируются второй половиной XI столетия. В их числе и первая, точно датированная русская книга, Остромирово евангелие (1056–1057), созданная в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира. Студенты должны представлять, на чем оно было написано и что собой представляло. Особое внимание следует уделить украшениям Остромирова евангелия, прежде всего миниатюрам. На них изображены евангелисты. Они написаны плотными сочными красками по сияющему металлическим блеском непроницаемому золотому фону. Миниатюры по технике исполнения сходны с эмалями. Это соответствует определенному стилю, получившему название эмальерного.

Развитие русской культуры в 30-е гг. XIII в. было прервано монголо-татарским нашествием. В огне пожарищ погибло множество произведений искусства, в том числе книг. Однако и в сложившихся условиях русскими людьми предпринимались попытки восстановить прерванные традиции книжного дела. На церковном соборе 1274 г., проходившем во Владимире, было решено собрать все оставшиеся после татарских набегов рукописи и переписать их, чтобы хотя бы частично восстановить прежний книжный фонд.

В этот период изменяется характер убранства книг. Они становятся менее богатыми и изысканными. В украшениях преобладают фольклорность, орнаментальность и пестрота.

Новый расцвет московского книжного искусства приходится на конец XIV – начало XV в. Он связан с творчеством А. Рублева.

3. Основу древнерусской культуры составляло устное народное творчество. Сегодня мы достаточно много знаем о былинах. Некоторые историки и филологи считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Другие считают, что былины – это явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а былинные герои совмещают в себе разные хронологические пласты. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

4. Русь долгие годы была страной деревянной, ее крепости, терема строились исключительно из дерева. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Украшением древнерусских деревянных строений была резьба по дереву.

Нужно обратить внимание на то, что происходит переход к каменной архитектуре. Во-вторых, Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу. Примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. В подобном стиле была построена Десятинная церковь. Церковь просуществовала всего около двух с половиной веков, что объясняет отсутствие достаточно четких о ней представлений. По одной из легенд она имела 25 куполов. В действительности же основной объем венчало пятиглавие, а примыкающие к храму с западной стороны двухэтажные помещения были предназначены для книгохранилища, библиотеки, скриптория. Как митрополичий храм, она имела богатое внутренне убранство – полы из разноцветного мрамора, стены, покрытые мозаикой и фресками.

Софийский собор в Киеве отразил черты славянской и византийской традиции: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. ПВЛ сообщает о закладке главного собора митрополии под 1037 г. Это гигантский для своего времени храм. Появление на Руси подобного собора обусловлено задачей возвеличить новую религию, и поставить ее на службу государства, втянуть в ее сферу как можно больше народа, сделать церковное действо массовым ритуалом и тем самым утвердить христианство. Специальные помещения отводились под крещальни.

Другой выдающий памятник этого периода – София Новгородская. Здесь Софийский собор был заложен около 1046 г. Строительство его было завершено в 1050 г. Новгородский собор уступает Киевскому размерами, а общий рисунок храма сохранен. Из Новгородской Софии происходит едва ли не самая древнейшая русская икона «Петр и Павел», датированная серединой XI в. Софийский собор, бывший средоточием лучших произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Новгорода, на протяжении полувека оставался единственным в городе каменным сооружением.

В XII в. по всей Руси строятся однокупольные храмы: Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском и др.

В период раздробленности развивается архитектура отдельных земель и княжеств. В северо-восточной Руси расцвет архитектуры был связан с именем Андрея Боголюбского. При нем были построены Успенский собор во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, «Золотые ворота» во Владимире, храм Покрова на Нерли. Последний храм был построен в километре от Боголюбова в память о князе Изяславе – сыне Андрея Боголюбского, умершем от ран, полученных в боях на территории Волжской Булгарии. Удачно найденные пропорции, тонкая многоступенчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток – все это делает церковь удивительно легкой и нарядной. Следует упомянуть другой памятник – Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде III. Студенты должны уметь описывать памятники культуры, выделять особенности каждого.

На рубеже 1230-х гг. русские земли подвергались опустошительному нападению монголо-татар. Последствия нашествия были тяжелы: русские земли были разорены, люди большей частью истреблены, ремесленники вывезены на чужбину, значительная часть произведений культуры уничтожена. Однако первые попытки возродить каменное зодчество наблюдаются сразу же после Батыева нашествия. В 1239 г. ростовский епископ Кирилл освятил отремонтированную церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Через четырнадцать лет была восстановлена Борисоглебская церковь в Ростове.

В Новгороде, который не подвергся разорению, каменное строительство возрождается только в 1292 г. в этом году сооружается небольшая церковь Николы на Липне в восьми километрах от Новгорода.

С середины XIII в. Москва выдвигается в число самых крупных городов Северо-Восточной Руси. Однако Московское искусство XIII в. изучено крайне слабо. Первые каменные здания в Москве появились, вероятно, в 80-е гг. XIII в., когда на княжеском столе утвердился Даниил Александрович. В это время сооружаются храмы, остатки которых найдены под Успенским и Благовещенским соборами. Хотя их существование оспаривается некоторыми учеными.

5. С принятием христианства на Русь пришла иконопись. Однако уже в XI в. строгая аскетичная манера византийской иконописи изменилась, хотя русские иконы несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время особенную известность приобрел Печерский монах-живописец Алимпий.

В более позднее время начинают складываться отдельные школы живописи. Особую известность приобретают новгородская, ярославская школы живописи. Наиболее известными памятниками стали «Спас нерукотворный», «Ярославская Оранта».

Важнейший этап развития русской живописи связан с именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Студенты могут подготовить сообщения о жизни и творчестве этих живописцев. Важно заметить, что Ф.Грек стал основателем целой школы русской живописи. После приезда из Константинополя, он расписывал фресками церкви Преображения на Торговой стороне, Спаса на Ильине в Новгороде. В 1390-е гг. он переехал в Москву, где расписывал кремлевские храмы – церковь Рождества Богородицы, соборы Благовещенский, Архангельский. Ф.Грек работал со своим младшим современником Андреем Рублевым.

Судьба Андрея Рублева тесно связана с Троице – Сергиевым и Андрониковым монастырями. Он вместе с Ф.Греком расписывал Благовещенский собор в Кремле, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря, Андроников монастырь.

На месте скромного и бедного Троицкого монастыря, когда основанного в лесной глуши Сергием Радонежским, постепенно вырос один из самых обширных и знаменитых русских монастырей – Троице – Сергиева лавра.

Первый каменный храм в монастыре построен в начале XV в. Его возвели на месте скромной деревянной церкви, поставленной Сергием во имя Святой Троицы. В этом соборе находится рака с мощами святителя Руси.

По свидетельству Пахомия Логофета, после смерти игуменом монастыря стал его ученик – Никон. В 20-х гг. XV в. Никон пригласил известных иконописцев Андрея Рублева и его друга Даниила Черного писать иконы для иконостаса нового Троицкого собора. Андрей Рублев создал для иконостаса собора храмовую икону – знаменитую «Троицу». Сейчас эта икона находится в Третьяковской галерее, а в иконостасе собора она заменена превосходной копией.

Летопись сообщает, что «Троица» была написана Андреем Рублевым в похвалу (т.е. в память) Сергию Радонежскому, посвятившему Святой Троице свой монастырь. Что же это была за идея святой Троицы, почему она была так близка Сергию Радонежскому и как она воплотилась в знаменитой иконе Рублева? Студентам предлагается ответить на данный вопрос.

Сюжет иконы взят из «Ветхого завета» и связан с рассказом о старом кочевнике Аврааме, которому предсказали, что станет он родоначальником целого народа. Шли годы, он и его жена состарились и не могли иметь детей. Но однажды к нему я вился Бог в одеждах путников, которые подошли к его шатру. Авраам пригласил путников к трапезе. Путники явились к нему, чтобы сообщить очень важную весть. Но Андрей Рублев убирает его подробности этого сюжета. Он не изображает Авраама и Сару – главных героев мифа. Тем самым, указывая на то, что нельзя трактовать данную икону только с точки зрения событий Ветхого завета. На иконе остаются лишь три ангела – три пленительно прекрасные фигуры за трапезой. Явление Аврааму трех ангелов – это символическое присутствие Бога, который, согласно христианскому учению, является человеку в трех лицах, т.е. в трех разных проявлениях, ипостасях: в виде Бога-Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Человеческий ум привык, что один – это и есть один, а не два и не три, а три – это и есть три, а не один и не два. Люди всегда требовали от богословов объяснения этой тайны: как это Единица может быть одновременно и Троицей? Святые учителя церкви пытались помочь, приводя различные аналогии. Иоанн Дамаскин писал: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, не прежде бывает огонь, а потом свет, но огонь и свет вместе».

Рублев в центре иконы помещает символ жертвы. Символом жертвы является чаша, на которую указывает перстами ангел в центре. Чаша трижды возникает на иконе: чаша на столе, сам стол – в форме чаши, и третья чаша образуется внутренними контурами фигур двух крайних ангелов, в нее как бы помещен центральный ангел.

Следует заметить, сто икону нужно уметь читать и не всегда, получается, однозначно понять все символы, изображенные на ней. Поэтому студентам предлагается самостоятельно разобраться, какие основные идеи нашли отражение на иконе, и с помощью каких символов они переданы.

Считается, что икона заключает в себе три главные идеи. Первая – это идея единения, вторая – идея мира, и третья – любви. Любовь – это центральный ангел, она источник веры. Вера – это левый ангел (над ним храм – символ вероучения). Любовь и вера побуждают к действию силу, ведущую человека к высшим идеалам и устремлениям (символ высших идеалов – гора над правым ангелом). Это ангел надежды. В его облике отражены мир, тишина и согласие.

Вся композиция «Троицы» подчинена идее круга. Круг – это вечность, любовь, тепло. За центральным ангелом находится дерево, которое олицетворяет вечную жизнь, возрождение и бессмертие. Объединение неживой природы (символ – гора), живой природы (символ – дерево) и человеческой культуры на земле (символ – храм) в одну сферу (круговая композиция картины) на основе всеобщей любви и гармонии (символ любви – солнечно-золотой фон всей иконы) – это идеи Рублева.

Три задумчивых ангела группируются вокруг престола с чашей. Они образуют как бы замкнутый круг, символизируя единство троичности. Вся композиция «Троицы» подчинена идее круга. Круг – это вечность, любовь, тепло. Круг – это единство, объединяющее множественность. В «Троице» круг – это единство, которое положено в основу замысла иконы. Это жизненно необходимая идея в борьбе за единство русской земли, раздираемой в XV в. междоусобными войнами.

Для написания своей картины Рублев использовал очень дорогую и редкую краску ляпис-лазурь, которая словно вобрала в себя всю сияющую голубизну неба. Близкие к реальным пропорции ангелов Рублева, стремление к передаче «земной красоты» в просветленных ликах, отсутствие настроения суровой аскезы – все это некоторые исследователи связывают с чертами ренессансного мировоззрения в русской культуре в годы духовного подъема, которые последовали за победой на Куликовом поле.

Вся икона излучает удивительную красоту и гармонию. Ангелов трое, но они едины и нераздельны, так велика их любовь и взаимопонимание. Бог есть Любовь. Тайна Троицы – это тайна любви. Поэтому и любовь невозможно объяснить и исчерпать. Невозможно дать объяснение любви, можно только наблюдать ее действие, ее признаки. Бог – «Троица» – это единство и любовь, это и необходимость жертвы ради этого единства и любви. Такова главная идея Святой Троицы, как ее провозгласил Сергий Радонежский: «Дабы воззрением на Пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Сегодня «Троица» Андрея Рублева воспринимается как отблеск той христианской любви, которую заповедал Сергий Радонежский. Трое – как один – это модель устроения мира на принципах согласия, доброты, прощения, любви.

На идее Троицы воспитывалось русское национальное единство – отказ от распрей, междоусобиц, необходимость объединения земель, чтобы одолеть сильного врага.

В конце занятия студенты должны сделать выводы, что древнерусское искусство далеко не однородно. Оно вобрало в себя элементы многовековой языческой культуры, на основе которой возникло. На него оказала сильное влияние византийская цивилизация, давшая Руси христианскую религию. Состояние искусства в период средневековья прямо соотносится с процессами становления и развития государственности, так как от них в первую очередь зависели общие условия художественного творчества в стране.

ТЕМА 13. НАШЕСТВИЕ ХАНА БАТЫЯ НА РУСЬ. РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА: ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (4 часа).

1. Социально-экономическое и политическое состояние Монгольского государства в первой четверти XIII в. Причины завоевательных походов Чингисхана.

2. Монгольское нашествие и установление владычества над Русью.

3. Русь и Орда: оценка характера взаимоотношений.

ИСТОЧНИКИ

Русь и Орда в XIII–XV вв. // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г.Кузьмин и др. Под ред. А.Г.Кузьмина, С.В. Перевезенцева. – М., 2004. – 656 с.

Русские земли под властью Золотой Орды // Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М., 1994.

Русь и Золотая Орда // Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. – М., 1971. – Ч. II.

Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М., 2004. – 592 с.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г.Кузьмин и др. Под ред. А.Г.Кузьмина, С.В. Перевезенцева. – М., 2004. – 656 с.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. I. С древнейших времен до XVIII в. / Сост. И.В. Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Ушакова. – М., 1994. – 352 с.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Пособие для учителей / Сост. П.П.Епифанов, О.П. Епифанов. – М., 1989. – 288 с.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г.: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М., 1987. – 400 с.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский Г.В. Что дали России монголы? // Родина. – 1997. – № 3-4

2. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. – 1996. – № 3.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.. 1989.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1997.

5. Егоров В.Л. Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. – 1997. – № 2.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1991. – Т. 6. – Гл. I-VI.

7. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в. – М., 1966.

8. Кощеев В.Б. Еще раз о численности монгольского войска в 1237 году // Вопросы истории. – 1993. – № 10.

9. Кучкин В.А. Русь под владычеством Золотой Орды // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бембеев В.Ш.Ойраты в империи Чингисхана // Вопросы истории. – 2006. – № 5.

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: русские земли в XIII–XV вв. – М., 1986.

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М., 1998.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. – М., 1985.

За землю русскую. Век XIII. – М., 1983.

Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники. – М., 1967.

Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси. – М., 1985.

Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. – Ч. 1.

Князьский И.О. Русь и степь. – М., 1996.

Коновалова И. Степной бизнес // Родина. – 1997. – № 3-4.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1997. – Т. 1.

Крадин Н. Номады // Родина. – 1997. – № 3-4.

Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации // Вопросы истории. – 2006. – № 2.

Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. – М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: