Роль и значение упражнений

Способам рисования детей надо учить. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей технике рисования, лепки, аппликации. Техника рисования включает технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши) в соответствии с их свойствами, изобразительными и выразительными возможностями. Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. В связи с этим первый момент показа действия педагогом очень важен, так как он кладет начало изображению. Овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него разнообразных изобразительных задач. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Детям надо овладеть формообразующими движениями, когда ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно будет усваивать способ изображения любого сходного по форме предмета, то есть обобщенный способ действия. Рисовальные движения, как и любые другие движения человеческой руки, характеризуются рядом качеств, которые оказывают влияние на создаваемое изображение: скорость (быстрота прохождения траекторий); сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); ритм (временной, пространственный, силовой); координированность; точность и меткость; пластичность и ловкость. [10, 82] Упражнения могут проводиться по усмотрению учителя в любое время урока в зависимости от цели этих упражнений. В начале урока они проводятся с целью предварительной тренировки технических навыков перед длительной работой, в акцентировании внимания на восприятии натуры. В середине урока их проводят при необходимости помочь учащимся уточнить особенности натуры, ее цвета, расположения в пространстве, когда возникает потребность в тренировке неусвоенной части урока. В конце урока их проводят для закрепления пройденного.[4, 71]. Примеры: упражнение кистью на цветном фоне белилами в виде симметричного декоративного мотива по мотивам вологодских кружев и тамбурной вышивки. Отработка движений концом кисти – рисунок проросшей луковицы, корешков и листьев; передать объемность предмета путем работы акварелью по сырой бумаге; рисунок акварелью клетчатой ткани, гладкой, пушистой, прозрачной; дать пробу оттенков цвета, которые видят в натуре.

Особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в младших классах. Как известно, в младшем школьном возрасте ведущая деятельность — уче­ние, соединяемое с игрой и трудом, приносит успех. Младшего школьника интересует уже не только сам процесс деятельности, что характерно для дош­кольника, но и ее результат. Однако овладение новыми формами деятельнос­ти требует больших усилий. У самых маленьких детей восприятие изображений еще крайне несовершенно. Как показывают специальные исследования, они не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предме­тов, не умеют «читать» перспективу, затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не всегда схватывают изображенное на рисунке движение. Даже 7—8-летние дети могут ошибаться в масштабе изображений, при вос­приятии перспективных рисунков, особенно схематических. В младшем школь­ном возрасте новые теоретические понятия лучше усваиваются, если они пред­ставлены наглядно: при сопоставлении предметов с их изображениями образ одного из них позволяет увидеть особенности другого. Процесс восприятия может иметь различный характер: «от выделенного признака к изучаемому объекту или, наоборот, от изучаемого объекта к отдельно выделенному его признаку или, наконец, от одного объекта или признака к другому».

Такую работу можно проводить с помощью последовательно задаваемых вопросов о различных элементах воспринимаемого предмета или изображения с последующим связным описанием его характерных черт. Потом можно ис­пользовать составленный учителем план-вопросник, например, при описа­нии картинок.

Дети смогут сами составлять предварительный план наблюдений. Он будет складываться у них уже под влиянием самого объекта — непосредственно в процессе его рассматривания, а в дальнейшем только в уме.

Исследования Л.С.Выготского и его учеников показывают, что в младшем школьном возрасте все психические процессы и функции начинают приобре­тать внешне опосредованный характер. Для того чтобы владеть этими процес­сами, сознательно управлять ими, ребенку еще нужны некоторые внешние средства. Поэтому младшие школьники способны более последовательно и целенаправленно мыслить, рассуждая вслух. Речь и является здесь тем вне­шним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность та­кого метода как словесное рисование при обучении детей младшего школьно­го возраста изобразительному искусству.

Как известно, младшие школьники в процессе рисования часто общаются с увлекающими их образами, рассказывают о них. Но эта активность еще не регулируется в достаточной мере определенным замыслом, замысел еще не­устойчив и часто изменяется в процессе рисования.

Процесс изображения у младшего школьника можно охарактеризовать сле­дующим образом: ребенок сразу приступает к работе, может продолжительное время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправляет, лишь иног­да вносит дополнения, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По сво­ей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

В младшем школьном возрасте большое значение имеет способность ребен­ка к подражанию. Важно то, что ребенок использует в рисунке, кроме наблю­дений за окружающей действительностью, средства художественной выразительности, которые он изучил, рассматривая иллюстрации и картины худож­ников.

От класса к классу, наряду с усложнением изображения, меняются и эсте­тические требования ребенка к своему рисунку. Он все больше стремится к правдоподобности изображения, а значит, к передаче объема, перспективы, конструктивных особенностей предмета и т. п. Однако передача пространства в рисунке для младшего школьника представляет достаточную сложность, так как перспективные сокращения предметов неузнаваемо меняют знакомые де­тям формы. Но примерно к III—IV классу ребенок способен сознательно усва­ивать наглядную перспективу и пространственные отношения предметов на плоскости листа. Дети уже могут выполнить эскизы композиций, что помогает добиться наилучшего воплощения замысла.

Активное отношение младших школьников к характеристике предмета по­зволяет достигнуть большой образности изображения. Как известно, средства графической выразительности рисунка — это, в основном, контур, цвет, пят­но, раскрашенный силуэт. Ребенок старается нарисовать предмет, выявляя его характерные особенности формы и строения. Поэтому он стремится располо­жить предметы в фас или профиль.

В начальной школе освоение каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной и дизайнерской) заключаются в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем че­рез систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы. [31, 318]

Основные этапы учебной деятельности и методические при­емы работы с детьми. Как правило, учащимся надо выполнить графические, живописные, скульптурные, декоративные и дизайнерские работы за один-два урока.

1. Детям рекомендуется рисовать на разных форматах листа белой или цвет­ной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Учащиеся должны усво­ить выразительные возможности различных форматов (вытянутый по вертика­ли, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали, крупный и др.).

Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающей учащих­ся на работу. Она помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать.

В зависимости от темы и задач урока учащиеся или вместе с учителем в I—II классах, или самостоятельно в III—IV классах выбирают сюжеты, героев своих работ.

Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задает им ряд проблемных вопросов, использует метод словес­ного рисования, дает несколько минут на обдумывание композиции, знако­мит с необходимым иллюстративным и натурным материалом.

После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисунка без предварительного эскиза, поскольку мелкие изображения в эски­зах младшим школьникам плохо удаются. Им трудно перенести композицию на большой лист, соблюдая найденные пропорции и размеры. Но некоторые ученики I—III классов успешно справляются с этой задачей. Им можно реко­мендовать поиск композиции в эскизе. Начиная с IV класса это задание обяза­тельно для всех.

Следующий этап работы над рисунком — выполнение композиции в ка­рандаше. Но если на работу отводится один урок, ее можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекоменду­ется использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки.

Некоторые ученики уже на первом уроке по теме начинают работу в цвете. Одни успевают затонировать общий фон неба, земли, леса, а другие раскра­шивают персонажи без прорисовки деталей. Считаем оба подхода верными. В связи с выполнением композиции детям следует предоставить возможность сделать наброски и зарисовки с натуры, наблюдать явления природы, изучать исторический или искусствоведческий материал, необходимый для конкрети­зации образов, обстановки.

В начале второго урока, обычно, проводится небольшая беседа о вырази­тельных возможностях разнообразных цветовых решений с использованием наглядно-методических средств. Затем дети могут выполнить упражнение из серии «Веселые краски» с целью освоения основ цветоведения и различных живописных техник. После этого ученики уточняют свои рисунки, используя собранный натуральный материал, прорисовывают детали, завершают работу в цветном или черно-белом варианте.

На первом и втором уроках во время ознакомления с произведениями ис­кусства, самостоятельной работы может звучать музыка, рекомендованная к теме. В процессе самостоятельного рисования на уроке учитель оказывает ин­дивидуальную помощь. В конце урока в самой разнообразной форме дети ана­лизируют и оценивают выполненные работы, а учитель делает обобщающие выводы. [31, 320]

Первичные навыки художественной работы в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Изучение изобразительной грамоты в I—IV классах является азбукой худо­жественного творчества. В то же время живопись, графика, декоративная и дизайнерская работа рассматриваются как чувственное и эмоциональное са­мовыражение. Овладение средствами изобразительной грамоты помогает рас­крыть отношение художника к объекту изображения. Обучение основам рисунка осуществляется на теоретических и практиче­ских занятиях в процессе классной и домашней работы в соответствии с воз­растными возможностями учащихся. Оно строится на основе изучения нату­ры, и включает обязательное систематическое выполнение специальных упражнений и длительных заданий. Наблюдая окружающую действительность, выполняя наброски и зарисовки с натуры, учащиеся овладевают как основа­ми реалистического изображения, так и способами обобщения и стилизации природных форм. Эти знания и умения затем используются в процессе рисова­ния по памяти и воображению, в творческих композициях. Учащимся могут быть предложены и такие задания: передать характер линии, различный ритм фигур, соотношение их на плоскости в абстрактной композиции.

Учебная практика показала, что в общеобразовательной школе для выпол­нения заданий по рисунку используют графитные и цветные карандаши, фло­мастеры, акварель, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангину, пастель.

Задания по рисованию пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной ком­позиции можно выполнять рисовальным углем, обладающим большими вы­разительными возможностями. Для выполнения набросков с натуры, зари­совок пейзажей, декоративного оформления рекомендуется применять фломастеры различных цветов и размеров. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна.

В одном рисунке можно сочетать разнообразные художественные матери­алы. Выполнение рисунков, как правило, следует от общего к частному, с тем, чтобы в конце опять вернуться к общему. Сначала продумывается композици­онное решение рисунка, объекты размещают на листе выбранного формата, рисуют их общую форму, следят за соблюдением пропорциональных отноше­ний, работают над деталями. Затем переходят к светотеневой моделировке формы, добиваются цельности рисунка.

Поскольку в основе всех сложных форм лежат простые геометрические тела, в процесс обучения рисунку обязательно включаются задания по их рисова­нию. Умение рисовать куб, цилиндр, сферу, пирамиду и конус помогает пере­дать в творческих работах все разнообразие мира. В начальных классах эти зада­ния обычно обыгрываются, подаются в образной форме. Например, рисование разноцветных детских кубиков, мячиков и других игрушек. Обычно обучение рисунку включает изображение отдельных предметов быта, игрушек, натюр­мортов из двух-трех предметов. Детей обучают измерять и сравнивать расстоя­ния, определять пропорции модели, передавать объем с помощью света и тени, учитывать особенности построения предметов в перспективе. Рисунок часто является первым этапом построения композиции.

Основа активного подхода к рисунку многих объектов природы, фигуры человека или животного — построение «по движению». Определяют ярко вы­раженное движение главных форм и динамику внутри формы. Рассмотрим некоторые особенности обучения школьников живописи. Тео­ретические основы обучения включают знания по цветоведению, то есть о спектре, цветовом круге, об основных, составных и дополнительных цветах, о хроматической и ахроматической цветовой гамме, о теплых и холодных цве­тах, о колорите, об основных характеристиках цвета (цветовой тон, насыщен­ность и светлота). Изучаются и такие характеристики цвета, как светлотный и цветовой контрасты, локальный цвет предметов и некото­рые пространственные свойства цвета.

Занятия живописью развивают чувства цвета. Непосредственное сопри­косновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение кра­сок для получения нового цвета — все это обязательно входит в обучение живописи. Младшие школьники узнают, что цвет — это не краска из баночки, цвет предмета должен быть найден на палитре. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием цветовых контрастов или нюансов. Для дости­жения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся пора­ботать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробно­сти в работе.

Характер темы определяет цветовое решение композиции — многоцветное или лаконичное. В композиции одним только цветом можно передать ощуще­ние радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и бури. Колористи­ческое решение темы создает то или иное звучание образа.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Учащиеся на­чальных классов осваивают следующие приемы: лессировка (нанесение тон­ких прозрачных слоев краски поверх высохшего красочного слоя), алла-прима (достижение нужного цветового решения сразу за одно покрытие), раздель­ные мазки.

Для обучения основам живописи в общеобразовательных учреждениях ре­комендуется использовать гуашь и акварель, а в лицейских классах и классах с углубленным изучением искусства можно использовать темперу и масляные краски.

Художественное творчество учащихся, создание композиции графически­ми или живописными средствами, невозможно без развития наблюдательно­сти и восприятия. Рекомендуется обращать внимание детей на интересные со­бытия, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния в окружающей жизни. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Основы композиционного размещения объектов на плоскости учащиеся могут освоить в процессе создания творческих работ не только с помощью каранда­шей, кистей и красок, но и необычным способом — соединением таких нетрадиционных материалов, как скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п., а также ис­пользуя всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.); все это может вдохновить учащихся для создания интересных картин.

В конце урока желательно организовать выставку рисунков. Оценивать рабо­ты в начальной школе можно с использованием разнообразных игровых при­емов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей. [31, 322]

Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных матери­алов, школьники осваивают выразительные средства и образно-сюжетное со­держание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в ок­ружении предметов народного творчества бытового назначения.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изу­чения народного и декоративно-прикладного искусства также способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художе­ственного опыта основана на творческих принципах самого искусства.

Учебные задания включают работы по проектированию художественной среды с использованием элементов дизайна, с опорой на стилистические осо­бенности в произведениях художников декоративно-прикладного искусства.

Ознакомление с творчеством народных мастеров и творчеством художни­ков в сфере художественной промышленности открывает перед учениками огромный мир материальной и духовной культуры человечества.

Начиная с I класса, учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орна­мента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморф­ный — изображение зверей и птиц, антропоморфный — изображение челове­ка). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматри­вает смену разных видов художественной деятельности учащихся I—IV клас­сов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов. 31, 324]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: