Способ абсолютных разниц

Индексный метод

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому, или по другому объекту).

С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях.

Для примера возьмем индекс стоимости товарной продукции:

Iтп = Sq1p1 / Sq0p0

Он отражает изменение физического объема товарной продукции (q) и цен (р) и равен произведению этих индексов:

Iтп = Iq * Ip

Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема Iq и индекс цен Iр:

Iq = Sq1p0 / Sq0p0; Ip = Sq1p1 / Sq1p0.

В нашем примере объем выпуска продукции можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции 1вп будет равен произведению индекса численности рабочих Iчр и индекса среднегодовой выработки Iгв:

Iвп = (ЧРф * ГВф) / (ЧРпл * ГВпл) = (1200*200)/(1000*160) = 240000/160000 = 1,5

Iчр = (ЧРф * ГВпл) / (ЧРпл * ГВпл) = (1200*160)/(1000*160) = 192000/160000 = 1,2

Iгв = (ЧРф * ГВф) / (ЧРф * ГВпл) = (1200*200)/(1200*160) = 240000/192000 = 1,25

Iвп = Iчр * Iгв = 1,2 * 1,25 = 1,5

Если из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и способом цепной подстановки.

Способ абсолютных разниц является одной из модификаций элиминирования. Как и способ цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях: Y = (а - b)с и Y = а(b - с). И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в АХД. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

Рассмотрим алгоритм расчета для мультипликативной факторной модели типа Y = а * b * с * d. Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:

Dа = аф - апл; Db = bф - bпл;

Dc = cф - cпл; Dd = dф - dпл;

Определяем изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:

DYа=Dа * bпл * спл * dпл;

DYьф * Db * спл * dпл;

DYcф * bф * Dс * dпл;

D Ydф * bф * сф * Dd.

Как видно из приведенной схемы, расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для четырехфакторной мультипликативной модели валовой продукции:

ВП= ЧР*Д*П*ЧВ:

DВПчр = (ЧРф - ЧРПЛПЛ * Пм * ЧВПЛ = (1200 -1000) *250 *8,0 *80,0 = +32 000 тыс. руб.;

DВПд = ЧРфф - ДмПЛ * ЧВПЛ = 1200 *(256 - 250) *8,0 *80,0 = +4608 тыс. руб.;

DВПп=ЧРфффпд)*ЧВпл = 1200 * 256 * (7,6 - 8,0) * 80,0 = -9830 тыс. руб.;

DВПчв = ЧРффф*(ЧВф-ЧВпл) = 1200 * 256 * 7,6 * (102,796-80) = +53 222 тыс. руб.

Всего + 80 000 тыс. руб.

Таким образом, способ абсолютных разниц дает те же результаты, что и способ цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов была равна общему его приросту.

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в смешанных моделях типа Y = (а - b)с. Для примера возьмем факторную модель прибыли от реализации продукции, которая уже использовалась в предыдущем параграфе:

П=VРП(Ц- С).

Прирост суммы прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

VPП=VРП(Цпл- Спл)

цены реализации:

ц = VРПф * DЦ;

себестоимости продукции:

с=VРПф(-DС).

Расчет влияния структурного фактора при помощи этого способа проводится следующим образом:

= S [(УдiфУдiпл) * Цiпл) * VPП общф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: