Три метода построения теней

Независимо от того, парал­лельны лучи света или выходят из одной точки, можно указать сле­дующие три метода построения теней.

1) Метод секущих плоскостей является общепринятым и состоит в том, что оба тела А и В (рис.4) рассекаются плоско­стями, параллельными лучу света (при солнечном освещении) или проходящими через светящуюся точку.

Предположим, что плоскость Llt параллельная направлению свето­вого луча Р, рассекает тело А по кривой L'a, а тело В — по кри­вой L'b. Тогда, проводя лучи, касательные в точках К1К1 к кривой сечения L'a, и пересекая их в точках 11 с линией сечения L'b, получаем две точки контура SA собственной тени тела А (точки К1К1 ) и две точки контура

Sab тени, падающей от А на В (точки 11).

Проводя новую лучевую плоскость L2, мы получаем подобным же образом точки К2К2 на контуре тела А и точки 22 на контуре тени, падающей на В от А*. (*Сечение тела А плоскостью L2 на рис.4 показано совпадающим с очерком чела А).

Рис. 4

Рис. 5

Очевидно, что чем больше плоскостей типа L мы проведем, тем большее количество точек типа КК и 11 мы получим и тем точнее отыщем контуры теней — собствен­ной и падающей. Точки F1 и F2 на контуре падающей тени назы­ваются точками исчезновения тени, падающей от А, в соб­ственной тени тела В.

Эти точки можно отыскать вторым методом, описываемым ниже.

Что же касается контура собственной тени на В, именно линии SB, то она определяется по точкам К°1,К°2, К°3 и т. д., которые, как видно, являются точками касания лучей к линиям L1b, L2b и т. д., сечения тела В теми же плоскостями L1, L2 и т. д. Крайние точки К2К2 на контуре собственной тени тела А и 33 на контуре собственной тени тела В находятся как точки касания к очеркам тел лучей света.

2) Метод обратных лучей заключается в том, что для отыскания контуров собственных теней тел А и В иконтура тени, падающей от А на В, пользуются тенями, падающими от А и В на какую-либо плоскость. Чаще всего тени на какую-либо плоскость от обоих тел приходится строить по заданию, но метод этот в ряде случаев выгоден даже и в том случае, если тени, падающие на плоскость, приходится строить как вспомогательные. В таком случае эту плоскость (экран) стремятся подобрать так, чтобы контуры падаю­щих на нее теней строились легко.

Сущность метода можно усмотреть из рис. 5. Сначала строят контуры sa и sb теней, падающих от тел А и В, например, на пло­скость Н. Подробности построения показаны для контура sb. Посту­пают так: 1) от ряда характерных образующих О1, О2, О3,... тела В строят падающие на Н тени о1, о2, о3,...; 2) эти тени заключают в общую огибающую (обертывающую) их кривую sb, которая и будет контуром тени, падающей от В на Н; 3) из точек k1k1, k2k2, k3 k3, …соприкосновения огибающей с кривыми о1, о2, о3,... проводят обратные лучи до пересечения в точках К1К1, К2 – К2, К3 – К3,… с образующими О1, О2, О3 на теле В; если точки типа К соединить в последовательном порядке, то и получится контур SB собственной тени тела В. Этот контур, равно как и контур sb на Н, должны касаться в точках ТТ и tt крайних лучей касательных к очерку тела В.

Подобным же образом строится контур sa тени, падающей на Н от тела А, и контур SA собственной тени тела А.

После этого уже приступают к построению контура тени, падаю­щей от тела А на тело В. Для этого прежде всего отмечают точки f1 и f 2 пересечения на H контуров sa и sb теней тел А и В и эти точки переносят обратными лучами на контур SB собственной тени тела В. Это будут точки исчезновения на теле В тени тела А в собственной тени тела В (см. также точки F1 и F2 на рис. 4).

Нетрудно видеть, что обратные лучи f1F1 и f2F2 представляют не что иное, как образующие, по которым пересекаются лучевой цилиндр, обертывающий тело В, с лучевым цилиндром, обертываю­щим тело А, так как sb и sa являются базами этих цилиндров на плоскости Н (следы или основания их на Н ). Затем отмечают точки типа р пересечения контура sa с тенями отдельных образующих тела В и переносят их обратными лучами на соответствующие образующие тела В (см., например, точки Р ).

Очевидно, обратный луч Рр есть не что иное, как образующая, по которой лучевой цилиндр, оберты­вающий тело А, пересекается с лучевым цилиндром, построенным на образующей О2 тела В.

Наконец, отмечают точки пересечения на Н линий, являющихся тенями от образующих тела А, с линиями теней от образующих тела В (на рис.5 не показано) и переносят точки пересечения обрат­ными лучами также на соответствующие образующие тела В. Полу­ченные на теле В точки (концы обратных лучей) соединяют в после­довательном порядке и получают искомый контур тени, падающей от тела А на тело В.

Очевидно, что если бы контур тени тела А на плоскости Н лежал вне контура тени тела В, то тень от тела А вовсе не падала бы на тело В.

При первом методе это обнаружилось бы в том, что лучи,

касательные кривой сечения L'a на теле А в плоскости L1 (рис.5) не пересекали бы линии L'b сечения той же плоскостью L1 тела В.

Итак, если падающие на один и тот же экран тени тел А и В взаимно пересекаются, то от одного тела на другое будет падать тень, а если эти тени не пересекаются, то теней, падаю­щих от одного тела на другое, не будет.

Рис. 6

3) Метод описанных поверхностей применяется при построении контуров собственных теней тел вращения с криволи­нейной образующей (рис.6). Сущность этого метода сводится к тому, что вокруг данной поверхности описывают конусы и цилиндры, касающиеся ее по окружностям. Построив на описанных конусах и цилиндрах контуры собственной тени, находят точки К1, К2,, К3 , К4 пересечения этих контуров с окружностями касания. В то время как цилиндр, соприкасающийся с поверхностью по экватору, будет един­ственным описанным цилиндром, описанных конусов надо взять несколько (часть их будет иметь вершины вверху, часть же — внизу), с тем чтобы точек типа К было достаточно для нанесения всего контура собственной тени путем соединения их плавной кривой.

После этого строят контур падающей тени путем построения падающих теней от точек типа К. На рис. 6 показано построение теней MK, и

МК, падающих на Н от точек К1 и К2, путем пересе­чения с Н лучей света, проведенных через точки К1 и К2.

На практике при построении теней в сложных комбинациях приходится пользоваться не одним каким-либо из описанных трех методов, а сочетанием их.

Рис. 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: