Налоговая система

Система бюджетного финансирования (бюджетная система общества)

Содержание и функции финансовой системы общества

Система самофинансирования;

Кредитное (банковско-кредитное) финансирование;

Система бюджетного финансирования (бюджетная система общества);

Содержание и функции финансовой системы общества;

(5. Система международных финансов)

Определений того, что является финансовой системой общества очень много, они часто противоречат друг другу. Наиболее правильным представляется такой подход к определению финансовой системы общества:

Финансовую систему общества можно рассматривать в двух смыслах – в узком и широком.

В узком смысле слова – это система отношений по поводу образования и использования денежных средств общества.

В широком смысле слова – это система отношений по поводу образования и использования денежных средств общества + сами денежные средства + субъекты, вступающие в данные отношения.

Финансовая система общества обеспечивает функционирование рынка, осуществляет финансовое регулирование, рассчитывает полученные доходы и расходы государственного бюджета, с помощью неё осуществляется дополнительная эмиссия и т.д. Сложно перечислить все функции финансовой системы общества.

С помощью финансовой системы обеспечивается стабильный процесс воспроизводства рыночной экономики. Он или идёт нормально или неудачно.

Почему появляется финансовая система? Сначала были деньги, которые далеко не сразу превратились в финансовую систему. Они лишь выполняли определённые функции – накопления, обмена и т.д. Лишь на определённом этапе они превращаются в финансовую систему, когда функция денег приобретает системность, создаются инструменты для регулирования финансовых потоков, когда образуется стабильная система распределения финансовых средств – государственный бюджет, появляются банки и создаётся кредитная система.

Элемента финансовой системы общества:

- Бюджетная система – бюджет разных уровней (государственный, субъектов и местные бюджеты) + бюджеты внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд социального страхования и фонд занятости), хотя они входят в структуру бюджетной системы;

- Банковско-кредитная система;

- Система самофинансирования

В любой стране сочетание этих элементов определяется преобладающим типом экономической системы.

Если экономика командная, то всегда преобладает бюджетная система – строгое «вертикальное» финансирование и распределение бюджетных средств преобладает над прочими системами распределения.

Банковско-кредитная система или вовсе отсутствует или выполняет функции обеспечения государственного бюджета и его перераспределения. Государственный банк СССР работал с деньгами не как с товаром, а занимался их перераспределением, эквивалентность денег и товара не соблюдалась, Государственный банк был придатком бюджетного финансирования.

Самофинансирование на предприятиях длительное время отсутствовало, и все деньги поступали в бюджет. Однако при Хрущёве предприятия перевели на хозрасчёт, когда часть средств закреплялась за предприятиями, а остальная уходила в бюджет. Но это было условное самофинансирование, поскольку устанавливалась максимальная сумма, которая может сохраниться за предприятием.

В рыночной экономике соблюдается примерный баланс между элементами финансовой системы общества – 1/3 бюджет, 1/3 банковско-кредитная, 1/3 собственные средства предприятия. Но, например, в Японии преобладает бюджетная система, а в США – банковско-кредитная, поскольку у американцев принято жить в долг.

При любой экономической системе основу финансовой системы общества составляет бюджетная система. Государственный (общий, консолидированный) бюджет в РФ состоит из федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местного бюджета в зависимости от источника поступления средств. Государственный бюджет – это:

1) Совокупность финансов общества по поводу централизации и использования денежных средств общества;

2) Централизованный фонд денежных средств общества. Форма централизованного распределения и перераспределения денежных средств общества;

3) Баланс денежных доходов и расходов населения;

4) Социальный механизм по поводу централизации и использования денежных средств общества, работает на вход и на выход, поглощает и выдаёт.

Для юриста бюджет – это закон.

Любой бюджет имеет свой актив, то есть доходы и пассив – расходы.

+ актив - пассив

Отличие бюджетного финансирования – бессрочность, бесплатность, безвозмездный характер (по поводу бюджетных ссуд идут споры).

В отличие от банковско-кредитного финансирования – платная основа, срочность и возмездность.

Зачем вообще он нужен, можно ли без него обойтись – без него обойтись невозможно, поскольку с помощью него происходит финансовая деятельность государства по реализации общезначимых задач не доступных для отдельных индивидов. С помощью него происходит формирование структуры народного хозяйства. Бюджетные ресурсы и бюджетное финансирование подключает туда, куда не идёт частный капитал и т.д.

Из чего складывается государственный бюджет (подробнее см. Бюджетный кодекс РФ 1998 г., разделы 2 и 3 части 2).

Доходы:

- Налоги и платежи (больше всего с НДС и налога на прибыль), приравненные к ним (таможенные платежи, акцизы);

- Доходы от использования государственного имущества;

- Доходы от продажи государственного имущества через приватизацию;

- Заёмные средства – кредиты, привлечённые государством. Хотя данный источник можно условно назвать доходами бюджета, поскольку в момент их поступления они записываются в доходную часть бюджета, а при их возврате – в расходную;

- Финансовая помощь бюджета одного уровня бюджету другого уровня;

- Безвозмездное перечисление средств в бюджет;

- Средства от принудительного изъятия – конфискации, реквизиции, штрафов и т.д.;

- Прибыль Центрального банка (это доход федерального бюджета);

- Доходы государственных предприятий, зачисленные в бюджет в установленном порядке.

Расходы:

- Текущие расходы;

- Инвестиционные расходы (капитальные или перспективные).

Налог – некая сумма изъятых средств в доход государства. Данные средства необходимы для решения поставленных перед государством задач.

1. Налоги различаются по субъектам – налоги с физических и юридических лиц;

2. В зависимости от того, куда поступают налоги:

- Федеральный бюджет (НДС, недра, минеральная и сырьевая база и др.);

- Бюджет субъектов (Игорный бизнес, транспортный и др.);

- Местный бюджет (Реклама и др.)

Главная роль НДС, потом идёт налог на прибыль организаций, единый социальный налог, акцизы, таможенные платежи.

Ставки по налогам: НДС – 18%, на прибыль – 24%, единый социальный – регрессивная шкала (минимум 25%), подоходный – 13% (раньше было с 12 до 30,35%). По отдельным видам доходов – 30%. Акцизы – среди части товаров (бензин, табак, алкоголь). Ставка регулируется в зависимости от количества спирта;

3. Налоги существуют на условия хозяйственной деятельности (налог на землю, на имущество) и на результаты хозяйственной деятельности (налог с продаж, НДС, на прибыль);

4. Существуют налоги прямые и косвенные (например, при покупке товара – НДС).

Налоги выполняют ряд функций для развития экономики:

1. Фискальная - с её помощью государство присваивает часть дохода, чтобы выполнять функции по регулированию экономики;

2. Стимулирующая – с помощью налогов стимулируется вложение денежных средств в наиболее необходимые для государства. Так, во многих странах существуют льготы для предпринимателей и тех, кто вкладывает деньги в определённые сферы;

3. Распределительная – с помощью налогов часть денежных средств государством передаётся другим лица, например, тем, которые не способны себя обеспечить;

4. Стабилизирующая – призвана сгладить негативные колебания в экономике.

В ходе налоговой реформы (которая продолжается до сих пор) пытались приблизить нашу налоговую систему к стандартам других стран. Но нельзя всё тупо копировать. Хотели превратить налоговую систему в мощное орудие стимулирования производства и потребления. Однако это не оживило экономику, кроме того, высокотехнологичные отрасли вообще не стимулируются, помощь оказывается сырьевому сектору. За последнее время было уменьшено более чем в 2 раза количество налогов, особенно на местном уровне. Были уменьшены ставки по подоходному налогу с 12-30,35% до 13%. Но одновременно были ликвидированы многие налоговые льготы, поскольку они приводили к большим злоупотреблениям. Была усилена налоговая дисциплина, была создана налоговая полиция (затем ликвидирована).





Подборка статей по вашей теме: