ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ
План
1. Предмет МПМ. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов методической системы.
2. Задачи решаемые МПМ.
3. Методы исследования, используемые методической наукой.
4. Связь МПМ в начальных классах с другими науками.
5. Современные технологии начального обучения математики.
Литература
1. [4], с. 13, 14, 40, 41.
2. НШ, 1999, № 9. Статьи В. Н. Рудницкой, Н. Б. Истоминой, Э. И. Александровой.
3. Чуракова Р. Г. Развивающее обучение на пороге XXI века //НШ. – 2001. - № 5 (взаимосвязь компонентов методической системы).
4. Истомина Н. Б. и др. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония» //НШ. - 2002. - №2 (пути совершенствования начального образования).
5. Колягин Ю. М. Болевые точки отечественного образования //НШ. – 2002. - № 4.
1. Предмет МПМ. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов методической системы
«Методика» от греч. «methodos» - исследования.
«Наука» - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация знаний о действительности; включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и её результат - сумму знаний.
|
|
МПМ – наука о математике как учебном предмете и закономерностях.
ПРЕДМЕТ этой науки – обучение математике.
Цель МПМ - исследование процесса обучения математике, обобщение и систематизация знаний и их применение к решению новых теоретических и практических задач.
Для обозначения в речи используются термины: МПМ, МОМ, «Педагогика математики», «Дидактика математики», «Методическая система начального обучения математике».
Последний термин наиболее точно и полно отражает объект и предмет данной науки (см. опорную схему №1 и задания к ней).
Признаки педагогической системы:
- единая целевая ориентация;
- интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых её элементов);
- элементы или компоненты;
- структура (связи и отношения между частями и элементами);
- функциональные характеристики (назначение);
-коммуникативные свойства (внешние взаимодействия системы с окружающим миром);
- историчность, преемственность;
- результаты (сумма знаний, умений, навыков).
Свойства любой системы определяются не суммой свойств её элементов, а их взаимоотношением и взаимодействием.
В методической системе принято выделять две стороны: содержательная ( цели, задачи, содержание ); процессуальная ( методы, формы, средства ), которые функционируют в единстве, но проявляют различную степень консервативности в процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий (ПТ). Чаще всего варьируются процессуальные аспекты, а содержание изменяется лишь по структуре, логике, дозировке. При этом содержательная часть во многом определяет и её процессуальную часть, хотя обратная связь не исключается. Например, использование компьютерных технологий (средства обучения) ведет к изменению целей, содержания и форм обучения.
|
|
Цели – долговременный и относительно стабильный компонент, отражающий общую стратегию образования:
1) стратегия формирования ЗУН;
2) стратегия развития СУД, т. е. системы умственных действий, учебных умений, личности в целом.
2. Задачи, решаемые МПМ
Перед МПМ стоят следующие задачи:
- обоснование целей обучения математике;
- научная разработка содержания обучения, которая находит отражение и воплощение в программах и школьных учебниках;
- поиск и обоснование наиболее эффективных методов и приемов учебно-воспитательной работы в процессе обучения математике;
- научная разработка средств обучения (учебников, ТПО, таблиц, ТСО, наглядных пособий, карточек с математическими заданиями, программированных заданий и т. п.);
- организация обучения;
- исследования процесса и результатов обучения и усвоения учащимися СУД и математических ЗУН с целью дальнейшего совершенствования методической системы.
3. Методы исследования, используемые методической наукой
Методы исследования:
- изучение истории развития математики и МПМ, и использование соответствующих достижений;
- изучение и обобщение современного опыта преподавания математики, в том числе и зарубежного;
- опросные методы: беседа, анкетирование, интервью, тестирование;
- наблюдение, анализ работ учащихся, эксперимент;
- методы математической статистики и компьютерной обработки данных.
4. Связь методики с другими науками
Любая образовательная технология основывается на определенном философском фундаменте (осознанном или неосознанном). Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.
Философские позиции прозрачнее всего прослеживаются в содержании образования, труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения.
Философской основой нынешнего массового образования в РБ являются диалектико-материалистическое и гуманистическое направления. Методологическая основа – теория познания, которая рассматривает познание как диалектически непрерывный процесс.
См. опорную схему №2 в «Практикуме» и задания к ней.
5. Современные технологии начального обучения математике
«Методика обучения» - исследование, учение, теория.
«Технология обучения» - искусство, мастерство, умение.
Методика отличается от технологии уровнем обобщения знаний о закономерностях процесса обучения и вариативностью способов реализации теоретических положений, т. е. наличием многих «если …».
Технология отличается от методики определенностью, устойчивостью как способов достижения цели обучения, так и его результата.
Концептуальной основой, руководящей идеей, всех современных технологий обучения является формирование личности ребенка, способной к самостоятельному мышлению. Процесс познания строится так:
Деятельность → СУД → З → Рефлексия → У → Н
Вспомним сущность каждого из названных понятий.
Деятельность – от слова деять, т. е. делать.
Виды деятельности:
Физическая или предметная: вырезают, накладывают, измеряют, рисуют, чертят и др. виды практических работ.
Умственная: анализируют, сравнивают, классифицируют, абстрагируют, обобщают, умозаключают, рассуждают, доказывают, открывают новое и т. п.
Учебная: анализируют, ставят учебную задачу, планируют, моделируют, исследуют, преобразуют, контролируют, оценивают.
Знание – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозгу человека.
|
|
Рефлексия является существенным условием самосозидания личности, «перевода» общественных (созданных поколениями людей) ЗУН в индивидуальные: Что я делал? Как? («Взгляд назад») Где это можно применить? При каких условиях? и т. п.
Умение – способность к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или в новых условиях, уверенное овладение жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Заметьте, что слова «умение», «умелец», «умный», «ум» в русском языке являются однокоренными.
Навык – автоматизированное умение, т. е. способность к выполнению определенной деятельности без непосредственного контроля сознания.
Следовательно, основными направлениямимодернизации технологий обучения являются:
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированное обучение;
- гуманизация (направленность на благо ребенка);
- гуманитаризация (обращение к человеческой личности, к правам и интересам ребенка);
- дифференциация и индивидуализация обучения.
Примеры таких технологий:
КСО – коллективный способ обучения;
УДЕ – укрупнение дидактических единиц;
РО – развивающее обучение;
проблемное обучение; программированное обучение; модульное обучение; компьютерные технологии и др.
Учить математике трудно, потому что в природе, в реальной действительности не существует ни одно из математических понятий. Все они являются плодами работы разума, т. е. идеальны, абстрактны.
Ответьте себе на вопрос: «Зачем же учить математике?»
Обсудим вместе ответ на вопрос: «Что значит учить математике?»
Учить математике – это значит развивать словесно-логическое мышление. Т. е. «учить говорить» правильно, точно, обоснованно, учитывая при этом взаимодействие и взаимовлияние всех видов мышлений: наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-схематического, словесно-логического, абстрактного, теоретического, практического.
Технологический вопрос «Как учить математике?», следовательно, можно конкретизировать: как учить думать и говорить.
|
|
Обучение математике строится так, чтобы одновременно включались самые различные анализаторы (органы чувств) и мышление, одновременно использовались все коды, несущие в себе математическую информацию: предмет, физический опыт с этим предметом, модель, чертеж, рисунок, символ, слово.
Рука ↔ Язык ↔ Голова
Методическая и технологическая подготовка учителя касается знаний о процедурах управления учебной деятельностью детей и включает: познавательную потребность; знания об обучающих процедурах и их вариабельности; комплекс профессиональных умений; самостоятельность мышления; рефлексию; самоконтроль; самооценку.
Выполнение действий контроля, оценки, рефлексии предполагает, что внимание того, кто учиться, обращается на содержание собственных действий, их целенаправленность, результативность и эффективность.
Любая перемена в человеке (ЗУН, СУД, сознание, духовность и др.) должны быть плодом его собственного усилия, а не насилия над ним другого.