double arrow

ТЕМА 2. Методика экономического анализа. Способы измерения влияния факторов при проведении анализа


Метод ЭА - системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности с целью определения путей повышения ее эффективности

Методика ЭА - совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов деятельности для достижения целей анализа.

Этапы ЭА:

- Определение объектов и субъектов ЭА, распределение обязанностей между отдельными подразделениями;

- Планирование аналитической работы: цели, система показателей, формат представления результатов, сроки исполнения, состав исполнителей;

- Информационное и методическое обеспечение ЭА;

- Аналитическая работа;

- Оформление результатов анализа;

- Контроль за внедрением мероприятий, сделанных по результатам анализа

Классификация показателей ЭА:

- Измерители:

► стоимостные(применяются для обобщенной характеристики производства и продаж продукции разнообразного ассортимента),

► натуральные,

► условно-натуральные (производится пересчет всей продукции на основе коэффициентов, для чего используются условные единицы);

- Содержание (сторона экономического явления):




► количественные,

► качественные (показывают существенные особенности и свойства изучаемых явлений, используются для оценки явлений с точки зрения их соответствия стандартам, образцам);

- Сфера применения:

► общие,

► специфические;

- Использование отдельно взятых показателей:

► объемные,

► удельные;

- Способ формирования:

► нормативные,

► учетные,

► аналитические

Способы экономического анализа:

- логические способы обработки информации: сравнения, относительных и средних величин, группировки, графического и табличного представления данных, балансовый, эвристические методы;

- способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, интегральный, пропорционального деления, логарифмирования;

- способы стохастического факторного анализа: корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, дискриминантный анализ, многомерный математический факторный анализ;

- методы оптимизационного решения экономических задач: линейное и нелинейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания, исследование операций

Сравнение – сопоставление однородных объектов для нахождения сходства либо различий между ними:

- сравнение с данными прошлых периодов;

- сравнение с плановыми показателями;

- сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов;

- сравнение с лучшими результатами;

- сравнение со средними по отрасли, обществу, холдингу и т.п.;



- сравнение параллельных и динамических рядов;

- сравнение различных вариантов решения;

- сравнение результатов до и после изменения какого-либо фактора.

Сопоставимость – сравниваемые показатели приводятся к единой базе:

- по уровню стоимостного фактора (если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации необходимо пересчитать объемные показатели в одних и тех же ценах)

- по уровню объемного фактора (если несопоставимость показателей вызвана изменением объема, то необходимо фактическую часть этого показателя пересчитать с учетом базисных и стоимостных показателей)

- по структуре (необходимо фактический объемный показатель пересчитать на структуру базисного периода, используя одинаковые стоимостные показатели – например плановые)

- путем нейтрализации качественного фактора (проводится путем пересчета объемного показателя к стандартному качеству с использованием стандартной величины)

- с применение средних или относительных величин







Сейчас читают про: