Введение. Экологическое право как учебная дисциплина сформировалось относительно недавно, в начале 60-х гг

Экологическое право как учебная дисциплина сформировалось относительно недавно, в начале 60-х гг. Сегодня экологическое право – самостоятельная дисциплина российского права, предусмотренная государственными образовательными стандартами для изучения в юридических вузах России по специальности "Юриспруденция".

В настоящее время охрана окружающей природной среды приобрела в современном мире глобальный характер. Развитие научно-технического прогресса, усиление антропогенного давления на природную среду обостряют экологическую ситуацию. Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества

Поэтому получение экологических знаний, умение применять их на практике, повышение экологической культуры необходимы не только для каждого специалиста, но и любого гражданина Российской Федерации.

Экологическое право – сложная для изучения комплексная дисциплина. Здесь требуется знание норм международного, конституционного, гражданского, административного, уголовного, трудового, природоохранительного, природоресурсового и иных отраслей российского права, большого количества федеральных законов и законов субъектов федерации, подзаконных нормативных актов.

Экологическое законодательство во многих случаях применяется в сфере трудовой деятельности человека независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Это обязывает правовую службу, руководителей различного звена и иных работников предприятий и учреждений хорошо ориентироваться в нем. Однако процесс законотворчества в этой сфере является в значительной степени стихийным. Решение о разработке того или иного нормативного акта принимаются волевым порядком, без всестороннего учета экологической ситуации в России, потребностей субъектов экологических правоотношений и научных представлений о системе экологического законодательства.

Существенные коррективы в систему экологического права как науки, отрасли права и учебной дисциплины внесли изменения социально-экономической и политической системы России, и ее государственности начиная с 1991 г. по настоящее время в отношении земли и других природных ресурсов, реформа правовой сферы регулирования общественных отношений, изменение иерархии охраняемых законом социальных ценностей. Приоритет в охране получили социальные блага личности: жизнь, здоровье, право на существование в благоприятных природных условиях.

Учреждение института частной собственности на землю способствует установлению водораздела в отношении к природе как объекту экологических интересов (биологической основе существования человека и вообще жизни на Земле) и экономических интересов (как источнику сырьевых запасов и удовлетворения материальных потребностей общества). Введением различных правовых, организационных и экономико-правовых механизмов регулирования отношений в сфере экологии делается попытка разрешить проблему противостояния экономики и экологии.

Изучая экологическое право как отрасль права, он должен четко представлять, что в общеправовой классификации нет отрасли "экологическое право". Речь должна идти о консолидации понятия экологического права, в рамках которого будут находиться земельное, водное, лесное и иные отрасли права законодательства, хотя в настоящее время эта концепция выглядит нереально. В этой связи необходимо нацеливать слушателей, на то, что в будущем возможна разработка Экологического кодекса Российской Федерации, который будет регулировать складывающиеся в рассматриваемой области отношения.

Вторая немаловажная проблема в изучении экологического права - это уяснение вопроса собственности. Государственная собственность Российской Федерации разграничивается на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такое распределение собственности может привести к непредсказуемым последствиям, политическим конфликтам. Оно может разрушить сложившееся экономическое и экологическое пространство в стране, если не будут отрегулированы вопросы компетенции субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Сама дисциплина представляет определенную специфику в ее изучении, как с точки зрения науки, так и методической. С научной точки зрения в литературе до сих пор не определены критерии отграничения предмета экологического права от предмета природоресурсового и природоохранительного права, земельного, водного и т. д. С методической - трудно усваивается в связи с отсутствием сборников нормативных и правовых актов по экологическому праву и комментариев к основным экологическим законам.

При этом успешное усвоение программного материала имеет свое целевое назначение, позволяющее студентам успешно адаптироваться и решать конкретные практические ситуации, возникающие в повседневной деятельности, помочь студентам более эффективно выбрать правильное решение и действовать эффективно в случае возникновения наиболее распространенных ситуаций в сфере охраны окружающей среды.

В настоящее время, когда учебных источников не достаточно для изучения указанного курса (кроме того, они быстро устаревают), значение лекций возрастает. Кроме этого любая лекция носитвоспитательный характер. Велико ее значение и в этом направлении. Лекция также направляет, организует, стимулирует самостоятельную работу студентов, помогает в подборе и изучении литературы. На лекции подробно рассматриваться вопросы изучения данного курса и проблемы, которые необходимо разрешить, в процессе изучения дисциплины «Экологическое право».

Представленный курс лекций вызывает интерес и к «Охране окружающей среды», формирует познавательные стимулы для самостоятельной работы, развивает творческое мышление у студентов. В то же время прочтение лекций - одно из самых действенных средств формирования прочных убеждений у студентов.

Целевое назначение курса лекций – подготовить студентов юридического профиля дать им комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Предлагаемый курс лекций предназначен, прежде всего, для реализации указанных целей. В него вошли основные вопросы, предусмотренные учебной программой. Однако рассматриваются они не в полном объеме, а упрощенно. В этой связи для более глубокого и всестороннего изучения дисциплины экологическое право, необходимо дополнительное изучение учебной и научной литературы, природоохранительного и иного законодательства.

Убедительность и доказательность лекционного материала по рассматриваемому специальному курсу во многом зависит так же и от умелого подбора и правильногоиспользования фактического материала.

Учебное пособие может быть использовано в различных формах учебных занятий и на различных этапах обучения.

Предлагаемый курс лекций призван оказать помощь в освоении сложной многоаспектной учебной дисциплины, каковой является экологическое право Российской Федерации. С этой целью он может быть использован как студентами юридических вузов и факультетов, так и государственными и муниципальными служащими, а также всеми, кто интересуется современными проблемами правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

Общая часть.

Лекция 1.

Понятие, предмет и система экологического права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: