Совершенствование искусства общения

Проясняйте свои идеи перед началом их передачи. Это означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые вы хотите донести до слушателя. В этом в частности может помочь точное формулирование темы сообщения и цели которой вы добиваетесь.

Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам. Постарайтесь исключить из сообщения двусмысленные слова и выражения. Употребление точных выражений, типа: «не позднее 12 часов утра», вместо выражения: «как можно скорее», позволит вам выиграть в результативности.

Следите за языком собственных поз, жестов и интонации. Постарайтесь во время выступления взглянуть на себя со стороны и понять, что видят и слышат ваши собеседники. Постарайтесь не посылать им противоречивых сигналов. Например, убеждая собеседника в правильности вашей точки зрения, старайтесь с помощью позы, жестов и интонации выражать силу и уверенность. Нельзя позволять своему голосу дрожать, а своей позой выражать страх и сомнение. Посылая гармоничные знаки, которые не содержат противоречия, вы добиваетесь большей ясности вашего сообщения.

Излучайте эмпатию и открытость. Эмпатия – это способность проникаться чувствами и мыслями других людей, возможность ставить себя на их место. Активное использование эмпатии в коммуникационном процессе дает возможность отправителю правильно выбрать «алфавит символов» и канал с помощью, которых кодируется и отправляется сообщение.

Добивайтесь установления обратной связи. Известно множество способов установления обратной связи. Один из них – задавайте вопросы по ходу изложения своих идей. Эти вопросы, с одной стороны, повышают внимание и активность аудитории, а с другой, позволяют вам судить о степени усвоения сообщения.

Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонации собеседника. Появление в позе, выражении лица или интонации собеседника признаков замешательства или непонимания свидетельствует о низкой эффективности коммуникаций.


[1] Henry Mintzberg, “The Manager’s Job: Folkore and Fack”, Harvard Business Review, vol.53, no. 4 (July-Augest 1975), p. 52.

[2] “Communicate or Get Ready for Hight Turnover”, Infosystems, vol. 30 (1984), p. 20.

[3] W. Port Lyman and K. H. Roberts, “Communication in Organization”, in Handbook Industrial and Organizational Psychology (Chicago: Rang McNall College Publishing, 1976) pp. 1573-1576.

[4] Philip V. Lewis, Organizational Communications: The Essence Effectiv Management (Colombus, Ohio: Grid 1975).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: