Природа, типы и причины конфликтов.
Управление конфликтами и стрессами
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это противоречие
противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека; во взаимоотношениях людей, коллективов в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Конфликты могут рассматриваться:
а) как негативное явление — разрушительные конфликты (инциденты, споры, конфронтация, противоречия, агрессия, враждебность, война и т. д.);
б) как полезное явление — созидательные конфликты (диспуты, оздоравливающие трудовой коллектив, споры, вскрывающие «подводные камни», что приводит к повышению эффективности работы коллектива).
Конфликт как процесс может быть представлен в виде модели (рис. 21.1)
Пояснения к модели конфликта:
1. Конфликтная ситуация — интересы субъектов вступают
противоречие вокруг объекта конфликта, но открытого столкновения еще нет.
|
|
2. Если объект конфликта не перестал существовать, то конфликтная ситуация может обостриться в результате инцидента, столкновения оппонентов.
3. Инцидент может закончиться как сам по себе, так и по инициативе субъектов (переосмысливание взглядов субъектов после управления конфликтом); такое окончание конфликта называют функциональным, т.е. полезным для членов трудового коллектива и организации в целом (ситуация Б).
4. При кризисе конфликта (ситуация А) возможны два варианта:
а) деструктивный конфликт — когда никакое сотрудничество
уже невозможно; субъекты теряют самоконтроль, их необходимо
разъединить;
б) конструктивный конфликт — когда возможность совместных действий сохраняется. Субъектов конфликта можно еще примирить или посадить за стол переговоров.
Некоторые фирмы и предприятия вводят в штатное расписание должность менеджера-конфликтолога.