Социальные группы, их особенности

Тема 20. Трудовой коллектив и его особенности

Среди основных объектов управления на предприятии коллектив занимает центральное место, так как представляет собой социальную среду любой организации.

В своем внешнем выражении коллектив понимается как социальная группа, однако не каждая социальная группа называется коллективом.

Группа — это совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности (социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной и т.п.).

Иерархия групп может быть представлена следующим образом

рис. 20.1.Иерархия групп

диффузная группа — в ней взаимоотношения разделяются
не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;

ассоциация — группа, в которой взаимоотношения зависят
только от личностно значимых целей;

корпорация — взаимоотношения определяются не только личностно значимыми целями, но и асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

коллектив — в нем взаимодействия определяются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

Общие качества группы:

интегративность — единство, слитность, общность членов
группы друг с другом;

микроклимат — определяет самочувствие каждой личнос­ти в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахожде­ния в ней;

референтностъ — степень принятия членами группы груп­повых эталонов;

лидерство — степень влияния тех или иных членов группы
на группу в целом в направлении осуществления групповых задач;

интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы;

направленность — социальная ценность принятых группой
целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых
норм;

организованность — реальная способность группы к само­управлению;

эмоциональность — межличностные связи эмоционального
характера, преобладающий эмоциональный настрой группы;

интеллектуальная коммуникативность — отражает харак­тер межличностного восприятия и установление взаимопонимания, нахождение общего языка;

волевая коммуникативность — способность группы проти­востоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремаль­ных ситуациях.

В группе наряду с формальным распределением ролей суще­ствуют и неформальные отношения.

Формальные группы на предприятии обычно выделяются как структурные подразделения. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должнос­тей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальные группы имеют следующие особенности:

• они рациональны, т.е. в основе лежит принцип целесообразно­сти, сознательного движения к известной цели;

• они безразличны, т.е. рассчитаны на индивидуумов, отноше­ния между которыми устанавливаются инструкциями.

В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидуумами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд ор­ганов и подразделений таким образом, что каждое из них находится
между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каж­дым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;

функциональная организация, в соответствии с которой ру­ководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;

штабная организация, характеризующаяся наличием штаба
советников, экспертов, помощников, не включенных в систему верти­кальной организации.

Формальные группы могут быть сформированы для выполне­ния регулярной функции (например, бухгалтерия), а могут быть со­зданы для решения определенной целевой задачи (например, комис­сия по разработке какого-либо проекта).

Неформальные группы создаются не распоряжениями и поста­новлениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлече­ниями, привычками и т.п.

Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформаль­ную группу, а кто — нет. В неформальных группах складывается оп­ределенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы име­ют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях нефор­мальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры.

Разновидности неформальных групп:

• первая — это организация, в которой неформальные служеб­ные отношения несут функциональное (производственное) содержа­ние; такие группы существуют параллельно с формальной организа­цией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно скла­дывающихся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.п.;

• вторая — это социально-психологическая организация, осно­ванная на межличностных связях, функциональных нуждах, т.е. не­посредственная, стихийно возникающая общность людей, основан­ная на личном выборе связей и ассоциаций (товарищеские отноше­ния, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпа­тий и т.д.).

Рассмотрим особенности неформальных групп.

1. Социальный контроль. В неформальных группах осуще­ствляется социальный контроль за ее членами. Первым шагом к
этому является установление и укрепление норм — групповых эта­лонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть при­нятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна
соблюдать эти нормы, быть конформной. Чтобы укрепить соблю­дение норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а
тех, кто эти нормы нарушает, может ждать отчуждение (остра­кизм). Социальный контроль, осуществляемый неформальной груп­пой, может повлиять на мнение о руководителях и справедливости
их решений.

2. Сопротивление переменам. Неформальная группа может
быть использована для обсуждения перемен, которые происходят в
организации. В неформальных группах наблюдается тенденция к со­противлению переменам. Частично это объясняется тем, что пере­мены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию не­формальной группы.

3. Неформальные лидеры. Неформальные группы, как и фор­мальные, имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает
положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам
группы. По существу нет никаких серьезных различий в средствах,
применяемых лидерами формальных и неформальных групп для ока­зания воздействия. Существенным отличием является то, что не­
формальный лидер опирается на признание его группой. В своих дей­ствиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера вли­яния неформального лидера может выходить за административные
рамки формальной организации.

Неформальный лидер имеет две функции: помогать группе в Достижении ее целей; поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми, т.е. существуют два лидера: один — для выполнения целей группы, другой — для социального взаимодействия.

Неформальные группы оказывают как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность предприятия.

Неформальные группы могут вести себя непродуктивно, и это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к отрицательному отношению к руководству. Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных групп. Для того чтобы быть j членом группы, надо работать на предприятии, преданность группе может перейти в преданность предприятию. Некоторые отказываются от более высокооплачиваемых должностей на других предприятиях, потому что не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели на данном предприятии. Цели группы могут совпадать сцелями формальной организации, а эффективность неформальной группы может быть выше формальной. Например, сильный дух коллективизма часто произрастает из неформальных взаимоотношений, и даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникации.

Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными группами или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная группа негативной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться.

Механизм управления неформальными группами представляет собой набор определенных правил:

1)признание существования неформальной группы;

2)изучение факторов, влияющих на эффективность функционирования неформальных групп (размер, состав группы, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус, функциональные роли членов группы);

3)применение эффективных методов управления неформальными группами с целью уменьшения их отрицательного воздействия и использования потенциальных выгод.

Методы управления неформальными группами:

консультации с группами;

• обучение и внушение;

• обеспечение лояльности формальных руководителей к членам неформальных групп;

• замена лояльного руководителя;

• перевод сотрудников на другое место работы;

• правильное расположение рабочего места формального руко­водителя (ближе к подчиненным);

• признание естественных лидеров и управление ими;

• гибкое использование как формальной, так и неформальной системы передачи информации на предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: