Тема 16. Избирательная система. Избирательное право

Тема 15. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

Тема 14. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Лекция 14.17. Понятие иностранец и его правовой статус. Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь. Правовая ответственность иностранных граждан.

Понятие "лицо без гражданства". Правовой статус лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь. Правовая ответственность лиц без гражданства.

Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовой статус иностранцев в РБ регулируется Конституцией, законом РБ от 03.06.1999г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», законом от 29.12.1998г. «Об интеграции», законом от 22.02.1995г. «О беженцах» и другими нормативно-правовыми актами.

Иностранные граждане —лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лица без гражданства —лица, не являющиеся гражданами РБ и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

2 категории иностранцев:

1. постоянно проживающие в РБ

2. временно проживающие в РБ

Эти лица въезжают в РБ по своим паспортам или документам их заменяющим при наличии эмиграционной визы, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением и действительно в течение 1 года.

Перечень случаев, когда иностранцам может быть отказано во въезде в РБ:

если это необходимо для защиты прав и интересов граждан РБ

в интересах обеспечения государственной безопасности, здоровья граждан

если лицо представило заведомо ложные сведения

если лицо имеет заболевание, включенное в перечень запрещенных болезней

лицо является членом террористической организации, пропагандирующей войну, национальную рознь

Иностранцам, получившим разрешение на постоянное жительство, ОВД выдают вид на жительство, может ставиться пометка в паспорте, но не даваться вид на жительство. В целях регулирования процессов эмиграции Совет министров определил эмиграционную квоту. Но Президент может принимать решение о приеме эмигрантов сверх установленной квоты.

Разрешение на постоянное жительство выдается иностранцам, если они:

находятся в близком родстве с гражданами РБ

заключили брак с гражданином РБ

являются работниками СМИ, аккредитованных в РБ

они или члены их семьи являются сотрудниками международных организаций

являются высококвалифицированными работниками, в которых нуждается РБ

гарантируют инвестирование не менее 150 тыс. $ в экономику РБ и реализацию конкретных государственных программ

Некоторые иностранцы имеют двойное гражданство— бипатриды. Большинство государств отрицательно относятся к многогражданству и заключают договоры о предотвращении случаев многогражданства. Двойное гражданство осуществляется без договора между государствами, а как политическая акция.

Закон «О гражданстве РБ» (2002г.) допускает для своих граждан наличие двойного гражданства. Вместе с тем, данным законом предусмотрено, что Беларусью не признается принадлежность лица к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами.

Основные права, свободы и обязанности иностранцев. Право убежища.

В соответствии с Конституцией (ст.11) и иным законодательством РБ иностранцы пользуются правами, свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не предусмотрено международными договорами. Все иностранцы равны перед законом. В случае ареста или задержания иностранца соответствующий орган должен проинформировать МИД той страны, гражданином которой лицо является.

Положения законодательства относительно правового статуса иностранцев применяются на взаимной основе.

Законодательство закрепляет некоторые права, которые не могут быть использованы иностранцами:

· избирать и быть избранными в государственные органы

· участвовать в Референдумах

· занимать должности требующие наличия гражданства РБ

· не исполняют всеобщую воинскую обязанность

Законодательство предусматривает случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранцев. Так они могут быть выдворены, если:

1. это необходимо для охраны здоровья, интересов граждан РБ

2. лицо нарушило законодательство о правовом положении иностранцев

3. действия противоречат интересам государственной безопасности или охране общественного порядка

иностранец подлежит выдворению, если:

1. незаконно получал прибыли в РБ

2. совершил тяжкие преступления вне территории РБ

3. им онулировали разрешение на постоянное жительство

4. они получили уведомление об отказе признании их беженцами

Иностранцам в соответствии с Конституцией (с. 12) и законодательством может быть предоставлено право убежища.

Понятие беженцев, их правовой статус в РБ.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином РБ и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданско-правовой принадлежности по признаку расы, гражданства, религии, национальности и т.д.

Международное сообщество не безразлично к беженцам и стремится улучшить их положение: в структуре ООН существует специальный отдел, занимающийся проблемами беженцев – Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Так же по инициативе ООН 20 июня – всемирный день беженцев.

В РБ имеется орган государственного управления, который занимается проблемами беженцев – Департамент по гражданству и миграции МВД РБ и его структурные подразделения.

В2003 году РБ предоставило статус беженца 106 иностранным гражданам, а сего на территории РБ на 01.01.04 г. проживало 412 беженцев.

Международное сотрудничество по проблемам беженцев берет начало с момента образования Лиги Наций (1919г.). В1945 году на смену ей приходит ООН.

Правовой статус беженцев регулируется законом РБ от 22.02.1995 г. «О беженцах»

Органы, связанные с беженцами:

1. пограничные войска задерживают при пересечении государственной границы иностранцев, не имеющих разрешения на въезд, но заявивших о желании быть признанными беженцами. Войска передают информацию в территориальные органы о миграции.

2. КГБ в пределах компетенции представляет информацию в орган о миграции о наличии у иностранца обстоятельств, исключающих присвоение статуса.

3. МИД принимает участие в переговорах, в заключении международных договоров по вопросам о делах беженцев.

4. Местные исполнительно-распорядительные органы определяют места для расселения беженцев.

Иностранец обязан лично или через уполномоченного представителя подать ходатайство о присвоении ему статуса беженца, а лица до 18 лет вносятся в ходатайство одному из родителей. Ходатайство отправляется в территориальный орган о миграции. Процедура признания иностранца беженцем может быть приостановлена, если будет установлено, что он сообщил о себе заведомо ложные сведения или совершил деяние, создающее угрозу безопасности государства. Решения признания иностранца беженцем или об отказе принимаются Департаментом по миграции и гражданству МВД. Иностранцам, признанным беженцем, выдается удостоверение в соответствии с положением «Об удостоверении беженцев», утвержденном Советом министров. Сведения о несовершеннолетних заносятся в удостоверение одного из родителей. При выдаче удостоверения у иностранцев изымается его национальный паспорт и др. документы, которые хранятся в территориальном органе по миграции в течение срока проживания беженца на территории РБ. Иностранец признается беженцем на срок до 3 лет. Он может продлеваться каждые последующие 5 лет. Иностранец, получивший уведомление об отказе в признании беженцем обязан покинуть территорию РБ в течение 1 мес.

Лекция 15.18. Понятие административно - территориального устройства.

Цели и задачи деления территории государства на части - административно - территориальные единицы и территориальные единицы.

Основные принципы административно - территориального устройства.

Развитие административно - территориального устройства в Республике Беларусь и законодательства о нем.

Виды и государственно-правовая характеристика административно-территориальных единиц Беларуси. Области, района (в сельской местности). Городов, района в городе. Сельского Совета, поселков (городских, рабочих, курортных). Сельские поселения.

Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно - территориального устройства.

Порядок переименования административно-территориальных единиц и изменения их границ.

Понятие административно-территориального устройства

Под административно-территориальным делением понимается деление территории государства на части. Административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

В целях решения вопросов административно-территори­ального устройства издан Закон от 5 мая 1998 года "Об административно-территориальном делении и по-ядке решения вопросов административно-территориального уст-юйства Республики Беларусь", Указ Президента Республики Бе­ларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 "Об утверждении Положения порядке решения вопросов, связанных с объединением одноимённых административно-территориальных единиц, имеющих административный центр", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, Порядок наименования и переименования предприятий учреждений, организаций, железнодорожных станций и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, Положение об Топонимической комиссии при Совете Министров.

Законом определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах:

единства и неотчуждаемости территории Республики Бела­русь как естественного условия существования и пространствен­ного предела самоопределения народа, основы его благосостоя­ния и суверенитета Республики Беларусь;

сочетания общегосударственных интересов и интересов насе­ления, проживающего на соответствующей территории;

сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц и т.д.

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, созда­ются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетен­ции местных Советов депутатов, исполнительных и распоряди­тельных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию областей и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения являющихся административно-территориальными единицами, а т поселков городского типа и городов районного подчинения являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсовете составляют их территорию.

Компетенция республиканских органов государственного уп­равления и местных Советов депутатов, исполнительных и распо­рядительных органов в пределах соответствующих администра­тивно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.

Законом предусмотрено, что административно-территориаль­ная и территориальная единица в связи с необходимостью уста­новления особого режима государственного управления, обус­ловленного требованиями национальной безопасности, экологи­ческими и иными требованиями, может объявляться закрытой.

Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь.

В законе дано определение населенных пунктов. Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необ­ходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

город Минск - столица Республики Беларусь;

города областного подчинения;

города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, *

играми соответствующих административно-территориаль­ных единиц.

Установлены критерии отнесения населенных пунктов к кате­гориям.

Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определённым категориям в зависимости от:

численности проживающего населения;

уровня развития и специализации производственной и соци­ально-культурной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответству­ющей территории.

К категории городов относятся:

город Минск - столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения - населенные пункты с чис­ленностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфра­структурой.

В отдельных случаях к категории городов областного подчи­нения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административ­ными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, пер­спективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения - населенные пункты с числен­ностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышлен­ные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и рос­та численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;

рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки) относятся к категории сельских населенных пунктов.

Наряду с административно-территориальными единицам предусмотрено создание территориальных единиц Республики Беларусь.

Территориальными единицами Республики Беларусь являют­ся населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памят­ников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использо­вания, учета и регистрации территориальных единиц определяет­ся Законом от 5 мая 1998 года и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведется учет и регистрация административно-территориальных единиц.

Компетенция государственных органов в области административно-территориального устрой.

Законом определена компетенция государственных при решении вопросов административно-территориального устройства.

Основные, наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно статье 5 мая 1998 года Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь с учётом мнения местных Советов депутатов:

Образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает решения по спорам между областными Советами депутатов связанным с вопросами административно-территориального устройства;

относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, из­меняет и упраздняет районы в городах;

принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядитель­ных органов города Минска и городов областного подчинения;

объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-террито­риальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов де­путатов, исполнительных и распорядительных органов соответст­вующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8).

В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Респуб­лики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений и т.д.

Лекция 16.19. Понятие избирательной системы и избирательного права; их соотношение. Значение избирательной системы и избирательного права. Понятие и содержание выборов. Сущность активного и пассивного избирательного права. Одномандатная система выборов. Конституционные принципы избирательной системы и их взаимосвязь.

Понятие, содержание всеобщих выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом. Гарантии всеобщего избирательного права. Понятие принципа свободных выборов и его гарантии. Сущность и гарантии равных выборов. Понятие и гарантии прямых выборов. Понятие тайного и открытого голосования. Гарантии тайного голосования. Гласность подготовки и проведения выборов.

Осуществление выборов за счет государства. Несовместимость статуса депутата с должностным положением.

Недопустимость проведения выборов в период чрезвычайного или военного положения. Понятие избирательного процесса и его стадии. Понятие избирательного округа и его значение. Понятие нормы представительства. Избирательные участки и их назначение.

Участие избирателей в организации выборов. Формы участия политических партий в выборах.

Избирательные комиссии, их роль в организации и проведении выборов, виды, порядок образования, компетенция и формы работы. Компетенция и особенность работы Центральной избирательной комиссии. Списки избирателей, порядок их составления и значение. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты. Порядок голосования и подведение итогов первого тура выборов. Второй тур голосования.

Повторные выборы и выборы депутатов Советов депутатов вместо выбывших депутатов. Итоги выборов.

Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Избирательное право, избирательная система РБ. Их взаимодействие

В науке Конституционного права об избирательной системе и избирательном праве написано достаточно много. Этим вопросом занимаются и белорусские ученые (Г.А. Василевич, А.А. Головко, А.Т. Лейзеров). В литературе термин «избирательная система» используется в 2 значениях:

1. в широком — под избирательной системой понимается область общественных отношений связанных с выборами представительных органов власти государства и органов местного управления и самоуправления.

2. в узком — понимается способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченых лиц.

Чаще всего термин «избирательная система» употребляется в узком смысле. Имеется несколько способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Данный способ представляет собой избирательную систему в более узком смысле.

В мире существуют следующие избирательные системы (узкое значение):

· Мажоритарная

· Пропорциональная

· Смешанная

Мажоритарная избирательная система:

В основе этой системы лежит принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов и в зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное, квалифицированное) данная система имеет свои разновидности. Надо отметить, что эта система была исторически первой избирательной системой.

а) мажоритарная избирательная система относительного большинства голосов

Самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Эта система самая результативная. Единственный случай, когда результатов может не быть – получение двумя кандидатами одинакового количества голосов. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в много мандатных избирательных округах. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, т.е. если проголосовал хотя бы один – выборы состоялись.

В настоящее время данная система практически не используется в мире.

б) Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов

Данная система отличается тем, что для избрания надо необходимое число голосов, т.е. больше половины из их числа. Но это число может быть трояким: Общее число зарегистрированных избирателей, общее число поданных голосов, общее число действительных поданных голосов. При данной системе, как правило, устанавливается нижний порог участия избирателей голосования (например, 50%) и, если он не достигнет, то выборы считаются не состоявшимися. При данной системе устанавливаются обычно одномандатные избирательные округа, хотя возможны и много мандатные. Достоинство этой системы в том, что избранным считается кандидат или кандидаты, получившие действительное большинство голосов избирателей. Недостаток в частой не результативности. И она тем более вероятна, чем большая конкуренция депутатов.

В мировой практике встречается чаще именно данная разновидность данной системы.

в) Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства голосов

Избранным при данной системе является кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое установлено законом. Такая система в мире очень редка, т.к. она не результативна.

Пропорциональная избирательная система: Идея данной системы заключается в том, что каждая политическая партия должна получить в Парламенте или в ином представительном органе число мандатов пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Данная избирательная система гарантирует представительству даже для относительно мелких партий. Эта система применяется только в одномандатных избирательных округах, и чем больше избирательный округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. При данной системе в избирательных бюллетенях печатается не весь список кандидатов, а лишь название списка и лидеры данной партии.

Система имеет очень много разновидностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: