Глава 2. Предмет, метод и система налогового права
Для выявления сущности налогового права необходимо определить предмет и метод его регулирования, которые традиционно являются основополагающими критериями деления права на отрасли и иные правовые образования.
Поскольку налоговое право – явление относительно новое в современной финансово-правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода, правовой природы и отраслевой принадлежности представляет собой достаточно сложную, но актуальную задачу.
Налоговое право, как и любое другое правовое образование (отрасль права, раздел отрасли права или ее часть, правовой институт и т.д.), имеет свой предмет, в качестве которого традиционно рассматривают определенный вид общественных отношений.
Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Обусловлена она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта.
Наличие собственного предмета регулирования у налогового права признают практически все ученые, вне зависимости от своей позиции относительно проблемы положения данного правового образования в системе права. Различие состоит в том, что, одни рассматривают предмет налогового права как неотъемлемую часть предмета финансового права, другие – допускают его относительную обособленность, самостоятельность.
Юридическая наука предложила в настоящее время несколько определений налогового права, различия между которыми заключаются главным образом в круге общественных отношений, выступающих в качестве предмета налогового права.
Для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, важное значение имеет ст. 1 НК, в которой на легальном уровне предпринята попытка очертить границы общественных отношений, наполняющих налоговое право. Данная статья гласит: «Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством».
Вторым критерием при определении природы налогового права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.
Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, можно сделать вывод о том, что основным методом, который используется для регулирования этих отношений является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщики). Широкое применение императивного метода правового регулирования в налоговой сфере обусловлено спецификой регулируемых посредством данного метода общественных отношений – налоговых, которые опосредуют основанное на властном предписании, безвозвратное и безвозмездное изъятие государством части денежных средств у их владельцев.
Указанный метод не может рассматриваться в качестве специфического способа воздействия именно на налоговые отношения, поскольку характерен для публично-правовых отраслей. Большинство представителей теории права придерживаются точки зрения, согласно которой не существует особых «отраслевых» методов правового регулирования, а имеются только императивный и диспозитивный методы, которые являются общеюридическими, применяемыми во всех отраслях (подотраслях) права, с учетом присущих им особенностей в рамках разделения всего правового массива на частное и публичное право. В связи с этим следует отметить отдельные особенности проявления императивного метода в регулировании налоговых отношений:
- доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, возникающих при налогообложении. Поведение налогоплательщика и иных участников налоговых отношений обусловлено предписаниями, выраженными нормативными налогово-правовыми актами, принятыми государством в лице его уполномоченных органов в одностороннем порядке. В отличие от юридических дозволений и запретов, позитивные обязывания предусматривают определенную модель поведения, которую должен реализовать субъект налогового права, вступающий в те или иные правовые отношения. Преобладание в системе способов правового регулирования налоговых отношений позитивных обязываний объясняется общественной значимостью данного сегмента общественных отношений;
- ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание. В то же время в налоговых отношениях не исключается возможность проявления инициативы со стороны физических лиц и организаций (например, когда налогоплательщик вправе получать от налоговых органов разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
- юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект налогового отношения, наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения – налогоплательщик, т.е. государство в данном правоотношении выступает в качестве управомоченного субъекта, а налогоплательщик – в качестве обязанного. При этом следует обратить внимание, что обязанная сторона находится в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему;
- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством. Наличие непосредственной связи метода правового регулирования налоговых отношений с основными направлениями государственной экономической политики, а также возможность законодателя использовать различные экономико-правовые способы для достижения эффективности налогово-правового регулирования принципиально отличает данный метод от смежных отраслевых методов, в частности от административно-правового.
Императивный метод является доминирующим при регулировании общественных отношений, составляющих предмет налогового права. Но при этом следует отметить, что чисто административный подход не исчерпывает всех экономических, политических, социальных, правовых и иных аспектов налогообложения. В настоящее время предпринимаются попытки совместить при регулировании налоговых отношений императивные (публично-правовые) и диспозитивные (гражданско-правовые) начала, в связи с чем наряду с методом властных предписаний в налоговом праве все более используется диспозитивный метод.
В настоящее время все большее количество ученых отмечают, что помимо традиционного для налогового права метода властных предписаний, оно все более характеризуется использованием и диспозитивногометода правового регулирования.
Юридические дозволения дают возможность субъектам налогового права по своему выбору, усмотрению, исходя из собственных интересов, становиться или нет участниками конкретного налогового правоотношения. С помощью дозволительного способа осуществляется правовое регулирование реализации субъективных прав на определенные, предусмотренные законом активные действия.
Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках налогового законодательства, что, в значительной степени отграничивает ее от диспозитивности гражданского права. Частный интерес (диспозитивные начала) в налоговом праве учитывается лишь тогда, когда он согласуется с публичным интересом (императивные начала) в контексте получения достаточных для существования государства финансовых ресурсов. Характерным признаком рассматриваемых дозволений является то, что диспозитивность в выборе варианта поведения субъекта обусловлена императивным предписанием о необходимости совершения такого выбора. Характер связи участников обозначенных правоотношений сохраняет свойства императивного подчинения, поскольку дозволенные варианты действий управомоченного субъекты вписаны в рамки определенных нормативных ограничений. Оценивая характер таких юридических дозволений, следует констатировать, что правовая инициатива субъектов в данном случае проявляется лишь в самом факте добровольного вступления в правоотношения. Остальные условия определяются в одностороннем порядке властвующим субъектом правоотношения либо непосредственно самим государством, чьи предписания являются обязательными для обоих субъектов правоотношения
В качестве примера юридических дозволений можно привести положения ст. 21 НК, предоставляющие налогоплательщику полномочия в отношении получения от налоговых органов по месту постановки на налоговый учет бесплатной информации о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; использования института представительства в налоговых отношениях; требования от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков и т.д.
В контексте вышеизложенного, некоторые авторы предполагают в будущем постепенный переход от императивного к диспозитивному методу правового регулирования налоговых отношений, при этом диспозитивность понимается как неотъемлемый атрибут частно-правовых отраслей права.
Использование в налоговом праве диспозитивных способов регулирования не означает умаление роли государства как властвующего субъекта во всех разновидностях налоговых отношений. Относительная демократизация взаимоотношений между публичными и частными субъектами обусловлена объективными экономическими процессами, а также общей направленностью правовой системы на приоритетное соблюдение и защиту интересов личности.
Выбор государством методов правового регулирования налоговых отношений – это вопрос обеспечения эффективного развития экономики в целом и осуществления процесса налогообложения в частности в контексте оптимального сочетания публичных и частных интересов, результатом которого является законодательный поиск эффективных способов воздействия на налоговые отношения.
Таким образом, налоговое право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.