ТЕМА 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Введение
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
"Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг"
Разработчик: доц., к.и.н. Лебедев А.И.
Дата обновления: 24.04.2013 г.
В связи с реформированием экономики России, проведением активной внешнеэкономической деятельности, вступлением в ВТО, остро встают вопросы конкурентоспособности всей индустрии туризма и гостеприимства, в том числе и такого важного сегмента, как гостиницы и другие средства размещения. Жизненно необходимым в этой связи становится серьезное повышение качества оказываемых этими предприятиями услуг и в целом совершенствование их деятельности.
Важными инструментами повышения качества оказания гостиничных услуг являются стандартизация, сертификация и классификация.
Особую актуальность курсу «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг» придают серьезные изменения в сфере технического регулирования:
- введение технических регламентов;
|
|
- кардинальное обновление банка данных национальных стандартов;
- введение процедуры добровольной сертификации для всей сферы услуг;
- совершенствование системы классификации гостиниц и других средств размещения и т.д.
Курс «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг» призван сформировать у студентов знания, которые будут необходимы им в практической работе, в частности при организации контроля качества гостиничных услуг, прохождения добровольной сертификации и классификации гостиниц и и других средств размещения.
Знание международных и национальных стандартов, других требований в сфере технического регулирования является краеугольным камнем обеспечения безопасного и качественного оказания гостиничных услуг. Эти знания являются необходимой составляющей профессиональной подготовки бакалавров туризма.
ПОНЯТИЕ «ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ И ИХ СТРУКТУРА»
План
1.1. Цели и задачи курса «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг».
1.2. Основные понятия в сфере гостиничного бизнеса.
1.3. Основные и дополнительные услуги гостиниц.
Основная цель дисциплины - выработка у бакалавров способности к самостоятельному изучению постоянно меняющегося законодательства о техническом регулировании применительно к гостиничной индустрии, умения компетентно и грамотно подходить к решению вопросов повышения качества оказания услуг гостиниц и других средств размещения, а также вспомо-гательных услуг.
Этим и определяются задачи дисциплины:
- изучение правовых основ и основных организационных вопросов введения в России стандартизации и сертификации гостиничных услуг;
|
|
- ознакомление с международными, межнациональными и национальными стандартами, стандартами общественных организаций; другими нормативными документами, которые определяют требования к осуществлению указанных услуг;
- изучение конкретных требований и документов по организации и проведению сертификации услуг гостиниц и других средств размещения;
- приобретение практических навыков планирования гостиничных услуг и оформление необходимых документов с учетом требований законодательства о техническом регулировании;
- изучение применения схем сертификации, организации подтверждения соответствия в сфере услуг гостиниц и других средств размещения.
Туристская индустрия представляет собой «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортных лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Гостиничная индустрия это вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях, домах для приезжих и т.д.
Гостиничная деятельность – деятельность юридических и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию.
Гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющих единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум – заправку постелей уборка номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.
Гостиницы обладают следующими признаками:
-состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;
- предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номеров и санузлов;
- сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами конкретной страны;
- не входят в категорию специализированных заведений;
- ориентированы на свой сегмент путешественников;
- могут быть независимыми или входить в специализированнее объеди-нения (цепи).
Все средства размещения классифицированы по отдельным группам.
Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.
Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах.
Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилища, предназначенного для отдыха, огороженные площадки для палаток автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т.д.
|
|
«Аналогичные заведения» вклбчают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченный круг гостиничных услуг.
«Специализированные предприятия», помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию, например, организацию конференций, лечение и т.д. К ним относятся оздоровительные учреждения, лагеря труда и отдыха и т.д.
К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища – квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.
(ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ)
План
2.1. Цели технического регулирования.
2.2. Задачи технического регулирования.
2.3. Принципы технического регулирования.
2.4. Понятийный аппарат
Подготовка России к вступлению в ВТО, с одной стороны, и необходимость существенной перестройки всей системы технического регулирования для ускорения научно-технического производства и обновления производственного потенциала, с другой, привели к разработке и принятию в 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании». Он определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам.
Таким образом, цель технического регулирования - создание основ единой политики в этой сфере, внедрение передовых международных норм и принципов. Основными инструментами технического регулирования являются технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Введение технического регулирования направлено на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны, в первую очередь - на обеспечение технологической безопасности государства.
|
|
Задачи технического регулирования:
- разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований (технических регламентов) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- разработка, принятие, применение и исполнение на добровольной основе требований (национальных стандартов, стандартов организаций) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- оценка (или подтверждение) соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития нацио-нальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов, независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В Федеральном законе «О техническом регулировании» используются следующие основные понятия:
аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;
безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
ветеринарно - санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;
декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;
знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;
контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;
международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;
национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
продукция - результат деятельности, представленный в материально - вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);