Сущность коммуникации и ее модели в электронной среде
Тема 4. Коммуникационная политика в сетях
Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам с помощью различных коммуникативных средств.
Отличительной характеристикой Интернета является наличие многоцелевых коммуникационных моделей. Каждая из коммуникационных моделей обладает разным уровнем интерактивности и выполняется при помощи разных технологий.
Первая модель с учетом уровня интерактивности относится к типу "один - многим". В основе этой модели коммуникации лежит принцип отсутствия особых привилегий. При этом сайт выдает каждому обратившемуся к нему информацию одного уровня проработанности, например о товарах, имеющихся в наличии. Любой из посетителей сайта может по-своему использовать предоставленный ему материал.
Вторая модель типа "непосредственное нацеливание" учитывает при передаче информации категорию потребительской группы и язык этой группы. Возможность посылать информацию прицельно появляется при регистрации пользователя на сайте.
|
|
Однако в рассмотренных моделях отсутствует обратная связь, нет сообщений от потребителей. Для них характерны непосредственные, но не интерактивные коммуникации.
Наиболее высокий уровень интерактивности характерен для модели типа "один - одному", которой свойственно диалоговое взаимодействие. Хотя большая часть информации поступает к потребителю, однако имеется возможность и для обратной связи и ведения диалога. Помимо этого существует дополнительная категория коммуникации типа "несколько - нескольким", которая представляет интерес только при обсуждении вопросов небольшим числом исследователей.
В представленных моделях выделены основные направления передачи информации, показано основное преимущество Интернета, заключающееся в возможности интерактивного взаимодействия.
Традиционные СМИ реализуют push-модель доставки информации, в которой потребители играют пассивную роль и обладают только ограниченной возможностью выбора каналов информации. При такой модели СМИ получают доход от рекламодателей за предоставление информации; рекламодатели получают доступ к потребителям, использующим СМИ; потребители получают доступ к информации и развлечениям.
Интернет может следовать этой модели при помощи push-технологии, в соответствии с которой пользователям не требуется производить поиск информации в Интернете, а достаточно подписаться на каталог по интересующей тематике (информация автоматически доставляется на компьютеры подписчиков).
|
|
В основе Интернета лежит pull-модель доставки информации, в которой информация предоставляется по запросу потребителя. Эта особенность среды Интернета связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации. Это требует от коммерческих организаций большего внимания к потребностям потребителей, использования новых подходов и технологий.
Интернет оказывает влияние на коммуникационную политику. Это связано с тем, что Интернет одновременно является:
♦ средством массовой информации;
♦ средством коммуникации (электронная почта, видеоконференции и т. д.);
♦ всемирной компьютерной сетью, базирующейся на современных компьютерных технологиях;
♦ интерактивной средой, которая оказывает на пользователя как пассивное, так и активное воздействие.
Коммуникационная политика в Интернете имеет свои особенности. Пользователю предоставляется возможность просматривать те Web-страницы, которые его интересуют. Покупатели в сети свободно выбирают то содержание, которое им интересно. Не требуется ужимать сообщение до бессодержательного слогана.