double arrow

Школы менеджмента


Этапы возникновения менеджмента

Организационная структура. Проблема менеджмента

Роли менеджера по Минцбергу

1. межличностные роли.

· Главный руководитель - симв. глава (социального, юридического характера)

· Лидер – ответственный за мотивацию подчиненных набор.

· Связующее звено – работа с контактами вне зоны ответственности

2. информационные роли.

· Приемные информации – получение информации из внешнего мира

· Распространитель информации – передает информацию.

· Представитель – передача информации вне, относительно планов, действий

3. роли, связанные с принятием решений

· предприниматель – находит и разрабатывает новые проекты

· устраняющий нарушения – корректирует действия

· распределитель ресурсов – принятие всех значительных решений

· ведущий переговоры – ответственный за представительство на переговорах

Функции менеджера:

1. выявление проблем

2. решение проблемы

3. работа с персоналом

4. переговоры

1. менеджмент - сфера услуг

2. глобализация бизнеса организационной структуры.

3. организационные изменения или вычеркивание единого на уровне иерархической пирамиды власти




Менеджмент как научное направление возник в 1900 гг.

1. Школа научного управления Ф. Тейлора (тейлоризм)– это первая школа менеджмента, суть которой – как сделать труд рабочих рациональным. Менеджмент – унификация труда рабочих. Тейлор считал, что рабочий ленив по своей природе. Рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда когда и его доход тоже будет расти. Менеджеры думают, рабочие работают

Принципы:

1. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий

2. следование разработанным стандартам

3. подбор, обучение и расстановка рабочих сил на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу

4. оплата по результатам труда

5. использование функциональных менеджеров

6. поддерживание дружеских отношений между рабочими и менеджерами

Минусы этого принципа:

1. рассматривали организацию как замкнутую систему, т.е. в отрыве от мира;

2. недостаточно уделяли внимания изучению процесса управления.

В России последователи Тейлора – Багданов, Гостев. Вклад наших ученых – НОТ (Научная Организация Труда).

2. Административная школа (Анри Файоль"Общий и промышленный менеджмент.").

Менеджмент-проблема организации труда в целом Основной вклад А.Файоля в теории управления – рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предвидение и планирование, организация, координирование, контроль и распорядительство.



Принципы управления:

1. разделение труда (крайне полезно, с ростом повышения разделения труда падают издержки, повышает квалификацию и уровень выполнения работы)

2. разделение власти – ответственность за возможную ошибку несет менеджер

3. дисциплина – четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям

4. единство распорядительства (единоначалие) – распоряжения и подотчетность одному руководителю

5. единство руководства (едино направление) – один руководитель и один план по достижению единых целей

6. подчинение индивидуальных интересов общим – интересы организации должны быть выше индивидуальных

7. вознаграждение персонала – баланс между материальным и нематериальным вознаграждением, стимулирует людей на работу с отдачей

8. централизация – баланс между централизацией и децентрализацией, их степень зависит от внутренних и внешних факторов. Децентрализация – более гибкая и адаптивная к рынку

9. цепи взаимодействия – четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненному

10. порядок – каждый должен знать свое место в организации, иерархичность. Порядок материальный – все предметы на своих местах, порядок социальный – хорошая организация и подбор персонала



11. равенство = благожелательность + правосудие = справедливость (формула Файоля)

12. стабильность персонала – отсутствует текучесть кадров, не всегда выгодна и оправдана

13. инициатива – подчиненные должны иметь свободу самовыражения

14. корпоративный дух – единение персонала, атмосфера общего дела

3. Школа человеческих отношение по Элтону Мейо(неоклассическая по отношению к 1,2 - классическим). Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека. Хоуторнский эксперимент – эмпирическое исследование (влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерыва и ряда других формирующих условия труда факторов: Вэстерн Электрик Компани; поведение человек на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях они находятся на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют у рабочих и менеджеров.) Суть – в любой формальной структуре существуют неформальные группы со своими неформальными отношениями, которые влияют на деятельность организации. В неформальной группе важно обращать внимание на индивида. Человек не ленив, он может работать

4. Школа – Количественные методы(возникла, так как математические методы не всегда применимы)– возможность все просчитать (эпоха появления компьютеров). Для организации важен человек.

· методы статики

· анализ данных

5.Современная школа (вреден by passing)







Сейчас читают про: