Сферы рационального использования различных видов городского и пригородного транспорта

Классификация видов городского транспорта

Особенности транспортного обслуживания городов

Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих ряд работ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей (например: уборка мусора, снега, полив улиц и др.).

К транспортной системе города относятся:

В транспортную систему города входит также велосипеды, для которых в европейских странах выделены специальные велосипедные дорожки.

Перед городским пассажирским транспортом стоит задача доставки пассажиров к месту назначения с максимальными удобствами при минимальных затратах времени, труда и средств. Городская транспортная система состоит из традиционных, нетрадиционных и специфических видов городского транспорта.

Современный городской транспорт по своему назначения подразделяется на следующие категории.

а) пассажирский - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велосипеды, речной трамвай, вертолеты;

б) грузовой - грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы, мотороллеры;

в) специальный - санитарные и пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т.п. В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделён на три группы:

1) общественный массовый общего пользования - электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолёты;

2) общественный индивидуального пользования - такси, легковые автомобили проката и ведомственный;
3) уличный индивидуального пользования - легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.
Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под общим названием - легковой автомобильный транспорт. Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транспортом вместимостью и большой провозной способностью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных маршрутах.

Городской пассажирский транспорт классифицируется по следующим признакам:

1. По характеру путевых устройств:

· рельсовый (монорельс, метрополитен, трамвай)

· безрельсовый (автобус, троллейбус)

2. По виду тяги:

  • электрический;
  • с двигателем внутреннего сгорания (автомобильный).

3. По отношению к территории города

  • уличный (наземный) пассажирский транспорт, к нему относится трамвай, троллейбус, автобус, такси, легковые автомобили);
  • на обособленном полотне;
  • внеуличный (городская железная дорога, метрополитен, монорельсовая дорога).

4. По скорости

  • обычный;
  • сверхскоростной;
  • скоростной.

5. По технологии организации маршрутов

  • обычный;
  • полуэкспресс;
  • экспресс.

6. По провозной способности

  • низкая;
  • малая;
  • средняя;
  • высокая.

Единая транспортная система любого города, как правило, состоит из нескольких видов транспорта. Основными показателями, характеризующими работу конкретного вида транспорта, следует считать провозную способность и скорость движения.

В России городские пассажирские перевозки выполняются всеми видами современного транспорта. В последние годы возросли перевозки частным автотранспортом. Распределение пассажирских перевозок между видами транспорта следующее:

Автобус. 42 %

Троллейбус. 12,5 %

Трамвай. 10,2 %

Метрополитен. 6 %

Такси, ведомственный и частный автотранспорт. 29 %

Объем работы пассажирского транспорта зависит от следующих основных факторов: численности населения, характера расселения жителей, планировки города, условий рельефа, взаиморасположения жилых и промышленных зон – и определяется по формуле:

Р=NbLср, (4.1)

где N – численность населения города;

b – транспортная подвижность населения;

Lср – средняя дальность поездки пассажира.

Транспортная подвижность – это число поездок, приходящееся в год на одного жителя. На транспортную подвижность населения влияют объемы работы пассажирского транспорта, благосостояние населения, степень развития транспортной сети города. Особенностью формирования городского пассажиропотока являются два пика – утренний и вечерний.

Главной характеристикой городского транспорта является провозная способность т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено в час в одном направлении по одной линии.

Важнейшей характеристикой городской транспортной сети является ее плотность. Большая плотность сети создает удобства подхода к остановкам транспорта. Плотность сети должна обеспечивать время подхода пассажира в пределах 5 мин.

Основными условиями выбора видов городского пассажирского транспорта является:

· соответствие его провозной способности мощности пассажиропотоков;

· скорость;

· формы и размеров территории города;

· соблюдение норм времени на передвижение пассажира.

При наличии конкурирующих видов транспорта выбирается наиболее экологичный и экономичный.

Планировочные структуры городов:

1. свободная схема, которая усложняет работу транспорта (в средневековых восточных и европейских городах);

2. радиальная схема, осуществляющую удобную связь центра с периферийными районами, но усложняющую связь между периферийными зонами (в старых городах с незначительными транспортными потоками);

3. радиально-кольцевая схема (в крупных старых городах);

4. прямоугольная схема с равномерной транспортной нагрузкой магистралей и дублирующих связей и отсутствие кратчайших связей в диагональном направлении;

5. прямоугольно-диагональная схема – устраняет недостаток прямоугольной схемы;

6. комбинированная схема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: