В парламентском режиме глава государства — это, по сути дела, титулярный церемониальный руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства-Он занимает первое место в иерархии церемониальных по-
четных рангов и выполняет ряд особых задач в области внешней и внутренней политики. Он может носить официальный титул короля или королевы в конституционных монархиях (как в Швеции, Норвегии, Великобритании, Бельгии, Дании, Голландии, Испании и т.д.) или президента в президентской и парламентской республике (как в США,.Франции, Германии. Италии и т.д.).
Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы государства при парламентской форме правления проявляется, в частности, в том, что в большинстве случаев он избирается не в ходе всеобщего прямого голосования, а специально уполномоченными органами, например парламентом. Так, президент ФРГ избирается особым собранием, половина состава которого формируется из депутатов бундестага, а другая — из представителей земельных парламентов. Что касается конституционной монархии, которая по основополагающим принципам также является парламентским режимом, то там глава государства — монарх — получает власть по наследству.
|
|
Центральную роль в парламентском режиме играет законодательный и представительный орган в лице парламента. Он занимает привилепфованное положение по отношению к другим органам государственной власти. В разных странах для обозначения законодательного и представительного органа власти применяются различные названия. «Парламент» как собственное наименование применяется в Великобритании, Италии, Японии, Канаде, Бельгии, Индии и других странах. В США и в странах Латинской Америки законодательный орган называется конгрессом, в Швеции — риксдагом, в Финляндии — сеймом, в России — Федеральным Собранием и т.д.
В странах с федеративной формой государственного устройства, как правило, парламенты строятся по двухпалатной системе (например, в США, Канаде, ФРГ, Австралии, России и др.), Причем, нижние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты образуются путем прямых выборов. Верхние же палаты в различных странах образуются по-разному: например, в США, Италии и некоторых других странах — путем прямых выборов, в ФРГ, Ин-Дии, России — путем непрямых выборов, причем в ряде стран (Великобритания, Канада) часть их членов занимают Места в порядке наследования или назначения. Сам факт того, что депутаты парламента избираются в ходе прямых выборов, наделяет их значительной долей независимости в отношении правительства.
|
|
В странах, где предусмотрена ответственность правительства перед парламентом, последний формирует правительство и контролирует его деятельность. Если глава государства всего лишь церемониальный руководитель, то глава правительства — главный активный политический руководитель страны. В различных странах он называется по разному: премьер-министр, премьер, канцлер, председатель совета министров. Ему принадлежит главная роль в формировании политики и руководстве правительством. Что касается самого правительства, то его формирует та партия, которая обладает большинством в парламенте и несет перед ним ответственность.
Главная задача парламента — формирование правительства. Именно в ходе парламентских выборов выясняется, какая партия или коалиция партий будет формировать его. Типичный образец парламентского режима представляет собой ФРГ. Здесь вся полнота законодательной власти передана законодательному собранию в лице бундестага. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бундестаг не только формирует правительство, но и выбирает главу правительства — канцлера.
Сильными позициями обладает исполнительная власть в парламентской форме правления в Великобритании. Здесь партия, победившая на парламентских выборах, становится правящей и формирует правительство, а вторая партия образует «официальную оппозицию Ее Величества», ожидая своей очереди для победы на следующих выборах. Премьер-министр, избираемый партией большинства в парламенте, обладает довольно широкими полномочиями. Причем правительство вправе осуществлять далекоидущие изменения в обществе, такие, например, как национализация ряда ведущих отраслей экономики (при правительстве лейбористов) или денационализация и реприватизация тех или иных отраслей (при консервативном правительстве М. Тэтчер).
Нередко в парламентских республиках высший законодательный орган по тем или иным причинам может быть распущен досрочно. При этом назначаются внеочередные выборы.