Парламентский режим

В парламентском режиме глава государства — это, по сути дела, титулярный церемониальный руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства-Он занимает первое место в иерархии церемониальных по-


четных рангов и выполняет ряд особых задач в области внешней и внутренней политики. Он может носить офици­альный титул короля или королевы в конституционных мо­нархиях (как в Швеции, Норвегии, Великобритании, Бель­гии, Дании, Голландии, Испании и т.д.) или президента в президентской и парламентской республике (как в США,.Франции, Германии. Италии и т.д.).

Ограниченность и слабость реальных прерогатив главы го­сударства при парламентской форме правления проявляется, в частности, в том, что в большинстве случаев он избирается не в ходе всеобщего прямого голосования, а специально уполномо­ченными органами, например парламентом. Так, президент ФРГ избирается особым собранием, половина состава которо­го формируется из депутатов бундестага, а другая — из предста­вителей земельных парламентов. Что касается конституцион­ной монархии, которая по основополагающим принципам также является парламентским режимом, то там глава государ­ства — монарх — получает власть по наследству.

Центральную роль в парламентском режиме играет законо­дательный и представительный орган в лице парламента. Он занимает привилепфованное положение по отношению к дру­гим органам государственной власти. В разных странах для обозначения законодательного и представительного органа власти применяются различные названия. «Парламент» как собственное наименование применяется в Великобритании, Италии, Японии, Канаде, Бельгии, Индии и других странах. В США и в странах Латинской Америки законодательный орган называется конгрессом, в Швеции — риксдагом, в Финляндии — сеймом, в России — Федеральным Собранием и т.д.

В странах с федеративной формой государственного уст­ройства, как правило, парламенты строятся по двухпалатной системе (например, в США, Канаде, ФРГ, Австралии, Рос­сии и др.), Причем, нижние палаты в двухпалатных парла­ментах и однопалатные парламенты образуются путем пря­мых выборов. Верхние же палаты в различных странах образуются по-разному: например, в США, Италии и неко­торых других странах — путем прямых выборов, в ФРГ, Ин-Дии, России — путем непрямых выборов, причем в ряде стран (Великобритания, Канада) часть их членов занимают Места в порядке наследования или назначения. Сам факт того, что депутаты парламента избираются в ходе прямых выборов, наделяет их значительной долей независимости в отношении правительства.





В странах, где предусмотрена ответственность правитель­ства перед парламентом, последний формирует правительство и контролирует его деятельность. Если глава государства всего лишь церемониальный руководитель, то глава правительства — главный активный политический руководитель страны. В раз­личных странах он называется по разному: премьер-министр, премьер, канцлер, председатель совета министров. Ему при­надлежит главная роль в формировании политики и руковод­стве правительством. Что касается самого правительства, то его формирует та партия, которая обладает большинством в парла­менте и несет перед ним ответственность.

Главная задача парламента — формирование правитель­ства. Именно в ходе парламентских выборов выясняется, ка­кая партия или коалиция партий будет формировать его. Ти­пичный образец парламентского режима представляет собой ФРГ. Здесь вся полнота законодательной власти пере­дана законодательному собранию в лице бундестага. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бун­дестаг не только формирует правительство, но и выбирает главу правительства — канцлера.

Сильными позициями обладает исполнительная власть в парламентской форме правления в Великобритании. Здесь партия, победившая на парламентских выборах, становится правящей и формирует правительство, а вторая партия обра­зует «официальную оппозицию Ее Величества», ожидая сво­ей очереди для победы на следующих выборах. Премьер-ми­нистр, избираемый партией большинства в парламенте, обладает довольно широкими полномочиями. Причем пра­вительство вправе осуществлять далекоидущие изменения в обществе, такие, например, как национализация ряда веду­щих отраслей экономики (при правительстве лейбористов) или денационализация и реприватизация тех или иных от­раслей (при консервативном правительстве М. Тэтчер).

Нередко в парламентских республиках высший законода­тельный орган по тем или иным причинам может быть распу­щен досрочно. При этом назначаются внеочередные выборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: