Смешанный парламентски-президентский режим

При парламентско-президентском или президентско-парламентском режиме, типичные примеры которого дают Франция и Российская Федерация, исполнительной власти присущ своего рода дуализм, заключающийся в том, что здесь руководящие исполнительные функции являются пре­рогативой и президента, и кабинета министров, ответствен­ного перед парламентом. Следовательно, глава государства — президент и глава правительства — премьер-министр высту­пают в двух лицах.

Как президент, так и парламент избирается путем прямо­го всеобщего голосования. Президент оказывает существен­ное влияние на формирование правительства и назначение на ключевые посты. Правительство зависит от президента, но в то же время оно ответственно перед парламентом, кото­рый вправе его сменить. Во Франции президент, от которого зависит правительство, разрабатывает стратегию социально-экономического и политического развития страны. Следует





отметить, что правительство формируется партией, заво­евавшей на парламентских выборах большинство депутат­ских мест. Это служит фактором возможности возникновения конфликта между главой государства и главой правительства. Так было, например, во Франции в середине 1980-х и начале 1990-х гг., когда Елисейский дворец занимал представитель социалистической партии, а пост премьер-министра — пред­ставитель правоцентристских сил. Такая ситуация измени­лась с приходом к власти президента Ж. Ширака, партия ко­торого одержала победу и на парламентских выборах.

Что касается Российской Федерации, то установившийся здесь режим можно назвать смешанным президентско-пар-ламентским. Здесь, как и во Франции, глава государства — Президент РФ и глава Правительства РФ — премьер-ми­нистр выступают в двух лицах. Президент РФ выступает га­рантом сохранения единства государства. Он определяет стратегические направления развития страны и наделен ши­рокими полномочиями в реализации этих направлений. В то же время, хотя Правительство РФ ответственно перед Пре­зидентом, парламент — Федеральное Собраний Российской Федерации — имеет определенное влияние на его формиро­вание. В частности, требуется согласие парламента на на­значение председателя Правительства РФ. Парламент также решает вопрос о доверии Правительству, однако оператив­ная деятельность последнего выведена из-под контроля Фе­дерального Собрания.

Следует отметить, что вопрос о том, какой из трех основ­ных режимов в наибольшей степени подходит для России, отнюдь не простой и остается предметом острых споров и дискуссий. И президентский, и парламентский режимы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Верно, что в странах, переживших тоталитаризм или близ­кие к нему режимы (в Германии, Италии, Испании, Япо­нии), утвердились парламентские режимы (хотя в последних двух в форме конституционной монархии). Здесь именно парламентские институты во многом дали возможность из­жить, преодолеть основные атрибуты, ценности и установки антидемократизма.

Однако в условиях России без сильного, скрепляющего все регионы страны в единое целое центра, парламентаризм в его, так сказать, чистом виде чреват определенными не­предсказуемыми последствиями. Казалось бы, с учетом ве­ковечных традиций нашей страны, тяготеющей к авторита-


ризму, державное™, персонификации политики и т.д., наи­лучшая альтернатива для России — это президентский ре­жим. Тем более, как представляется, в свете происшедших в стране за последние годы трансформаций перспективы сползания к диктатуре в какой бы то ни было форме не столь существенны, как это изображается отдельными публицис­тами. Для этого уже нет достаточных механизмов, структур, социально-психологических, идейно-политических и иных предпосылок. Тем не менее, учитывая опять же отечествен­ные традиции, мы должны весьма осторожно оценивать пригодность и этого режима для России.

Другими словами, парламентский режим в условиях пе­реходного периода способен поощрять неустойчивость и тормозить стабилизационные процессы, а чисто президент­ский режим при определенном стечении обстоятельств чре­ват сползанием к той или иной форме авторитаризма. Сме­шанный режим, сочетая в себе институты парламентаризма и президентского проявления, способен обеспечить стаби­лизацию и консолидацию огромной страны вокруг центра при учете интересов различных социально-политических сил, народов, регионов и республик.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: