Идея и принцип представительства

Политические партии возникли и развивались одновре­менно с системой выборов и идеей представительства. Более того, идея представительства имела ключевое значение для формирования современной теории демократии и ее важ­нейших принципов.

Понятие «представитель» используется во многих значе­ниях. Например, говорят о конкретном человеке как «типич­ном представителе» своей нации, профессии, социальной группы и др., о представителе такой-то страны, представите­ле главы государства, торговом представителе той или иной компании и т.д. В политическом лексиконе под терминами «представитель» и «представительство» подразумевается прин­цип делегирования полномочий определенной группой лиц или партий конкретному человеку, организации, органу для отстаивания своих интересов в структурах власти.

Теория представительства начала формироваться в XVII—XV"! II вв. Главная заслуга в ее разработке принадлежит известным политическим мыслителям этого времени, таким как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, А. де Токвиль, Дж. С. Милль, Б.Н. Чичерин и др. В ней в органическом синтезе перепле­лись две важнейшие идеи представительной демократии. Это, с одной стороны, идея, согласно которой ни один чело­век не вправе управлять другим человеком без согласия


последнего, и, с другой стороны, мысль о том, что, по­скольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть пред­ставлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированы соответствующие прерогативы и права. Предполагалось, что избранные представители смо­гут защищать и реализовывать интересы народа лучше, чем сам народ.

С самого начала развернулись поиски оптимальных пу­тей и механизмов реализации идеи представительства. Как считал Ш.-Л. Монтескье, люди, как правило, знают интере­сы и проблемы своего населенного пункта, города, региона лучше, чем интересы и проблемы других регионов страны. Поэтому представителей во властные органы целесообраз­нее избирать не от страны в целом, а от отдельных городов или местностей, организованных в избирательные округа.

В Англии утвердилась так называемая «теория фактичес­кого представительства», суть которого состояла в том, что члены парламента представляют не просто отдельные слои и группы населения, а всю совокупность нации в целом, поэтому не имеет значения как, из числа кого и где они из­бираются. Причем для вигов, которые сформулировали эту теорию, было характерно убеждение в том, что члены парла­мента, будучи избраны, не должны зависеть от своих изби­рателей.

В дополнение к теории фактического представительства политические деятели Америки выдвинули концепцию гео­графического представительства, в соответствии с которой члены законодательного собрания избирались бы в качестве представителей определенной территории и определенных групп населения, а не как представители всего населения го­сударства.

В наши дни теория представительства составляет важный элемент демократии. Ей в полной мере отвечает принцип «один человек — один голос». Значимость этой теории по­мимо всего прочего состоит в том, что она дала возможность расширить пространственные рамки демократической и республиканской форм правления.

Как говорилось выше, так называемая прямая демокра­тия, которая предусматривает участие всех взрослых граж­дан в принятии сколько-нибудь важных решений, была воз­можна в сравнительно небольших сообществах, таких как





древнегреческие полисы, где численность населения состав­ляла примерно 10 тыс. человек. Очевидно, что в современ­ном национальном государстве, в котором численность на­селения достигает десятков, а то и сотен миллионов человек, такая модель решительно противопоказана. Именно инсти­тут представительства сделал возможным формирование республиканской или демократической формы правления в масштабах национального государства.

Принципы представительности и выборности представите­лей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике вещей поставили вопрос об ин­струментах и средствах их политической реализации. В качестве таких инструментов постепенно во всех индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии.

Важно учесть не только формирование идеи партии как инструмента реализации политического процесса, но и идеи партии как законной оппозиции. Другими словами, призна­ние законности разнообразных интересов в обществе обус-ловлившто признание законности политических инструмен­тов в лице партий, призванных представлять эти интересы в системе власти. Связанный с институтом представительства принцип выборности должностных лиц в ведущих органах власти обеспечивал избирателям возможность выбора между альтернативными политическими курсами и лидерами, при­званными представлять избирателей, выступающих в под­держку той или иной альтернативы. Именно здесь партии и партийная конкуренция стали играть ключевую роль. По­степенно получила признание мысль о том, что в политичес­кой борьбе партия приобретает дополнительную силу в ре­зультате критики со стороны другой партии и что партия только теряет, когда оппозиция слишком слаба.

Как показывает исторический опыт, разнообразие интере­сов, ориентации, установок, ценностей, являющееся основопо­лагающей характеристикой любого сложного и жизнеспособно­го общества, неизбежно обусловливает разное понимание роли государства, взаимоотношений государства и отдельного инди­вида и соответственно разные социально-философские и идей­но-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами.

Причем признание законности существования соперни­чающих между собой интересов и фракций неизбежно при­водит к признанию законности политических инструмен-


тов, призванных представлять эти интересы и фракции в го­сударственно-политической системе, в системе власти. Та­кими инструментами в конечном счете и оказались партии, формировавшиеся путем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций основных социально-по­литических сил формировавшегося буржуазного общества. Большое значение имела также постепенная законодатель­ная легализация демократических ценностей и принципов, таких как свобода слова, печати, собрания, вероисповеда­ния, что создавало правовые возможности для оформления политической оппозиции,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: