Политические партии возникли и развивались одновременно с системой выборов и идеей представительства. Более того, идея представительства имела ключевое значение для формирования современной теории демократии и ее важнейших принципов.
Понятие «представитель» используется во многих значениях. Например, говорят о конкретном человеке как «типичном представителе» своей нации, профессии, социальной группы и др., о представителе такой-то страны, представителе главы государства, торговом представителе той или иной компании и т.д. В политическом лексиконе под терминами «представитель» и «представительство» подразумевается принцип делегирования полномочий определенной группой лиц или партий конкретному человеку, организации, органу для отстаивания своих интересов в структурах власти.
Теория представительства начала формироваться в XVII—XV"! II вв. Главная заслуга в ее разработке принадлежит известным политическим мыслителям этого времени, таким как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, А. де Токвиль, Дж. С. Милль, Б.Н. Чичерин и др. В ней в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительной демократии. Это, с одной стороны, идея, согласно которой ни один человек не вправе управлять другим человеком без согласия
|
|
последнего, и, с другой стороны, мысль о том, что, поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированы соответствующие прерогативы и права. Предполагалось, что избранные представители смогут защищать и реализовывать интересы народа лучше, чем сам народ.
С самого начала развернулись поиски оптимальных путей и механизмов реализации идеи представительства. Как считал Ш.-Л. Монтескье, люди, как правило, знают интересы и проблемы своего населенного пункта, города, региона лучше, чем интересы и проблемы других регионов страны. Поэтому представителей во властные органы целесообразнее избирать не от страны в целом, а от отдельных городов или местностей, организованных в избирательные округа.
В Англии утвердилась так называемая «теория фактического представительства», суть которого состояла в том, что члены парламента представляют не просто отдельные слои и группы населения, а всю совокупность нации в целом, поэтому не имеет значения как, из числа кого и где они избираются. Причем для вигов, которые сформулировали эту теорию, было характерно убеждение в том, что члены парламента, будучи избраны, не должны зависеть от своих избирателей.
|
|
В дополнение к теории фактического представительства политические деятели Америки выдвинули концепцию географического представительства, в соответствии с которой члены законодательного собрания избирались бы в качестве представителей определенной территории и определенных групп населения, а не как представители всего населения государства.
В наши дни теория представительства составляет важный элемент демократии. Ей в полной мере отвечает принцип «один человек — один голос». Значимость этой теории помимо всего прочего состоит в том, что она дала возможность расширить пространственные рамки демократической и республиканской форм правления.
Как говорилось выше, так называемая прямая демократия, которая предусматривает участие всех взрослых граждан в принятии сколько-нибудь важных решений, была возможна в сравнительно небольших сообществах, таких как
древнегреческие полисы, где численность населения составляла примерно 10 тыс. человек. Очевидно, что в современном национальном государстве, в котором численность населения достигает десятков, а то и сотен миллионов человек, такая модель решительно противопоказана. Именно институт представительства сделал возможным формирование республиканской или демократической формы правления в масштабах национального государства.
Принципы представительности и выборности представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти по самой логике вещей поставили вопрос об инструментах и средствах их политической реализации. В качестве таких инструментов постепенно во всех индустриально развитых странах возникли и утвердились политические партии.
Важно учесть не только формирование идеи партии как инструмента реализации политического процесса, но и идеи партии как законной оппозиции. Другими словами, признание законности разнообразных интересов в обществе обус-ловлившто признание законности политических инструментов в лице партий, призванных представлять эти интересы в системе власти. Связанный с институтом представительства принцип выборности должностных лиц в ведущих органах власти обеспечивал избирателям возможность выбора между альтернативными политическими курсами и лидерами, призванными представлять избирателей, выступающих в поддержку той или иной альтернативы. Именно здесь партии и партийная конкуренция стали играть ключевую роль. Постепенно получила признание мысль о том, что в политической борьбе партия приобретает дополнительную силу в результате критики со стороны другой партии и что партия только теряет, когда оппозиция слишком слаба.
Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентации, установок, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного и жизнеспособного общества, неизбежно обусловливает разное понимание роли государства, взаимоотношений государства и отдельного индивида и соответственно разные социально-философские и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами.
Причем признание законности существования соперничающих между собой интересов и фракций неизбежно приводит к признанию законности политических инструмен-
тов, призванных представлять эти интересы и фракции в государственно-политической системе, в системе власти. Такими инструментами в конечном счете и оказались партии, формировавшиеся путем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций основных социально-политических сил формировавшегося буржуазного общества. Большое значение имела также постепенная законодательная легализация демократических ценностей и принципов, таких как свобода слова, печати, собрания, вероисповедания, что создавало правовые возможности для оформления политической оппозиции,