Сознание человека древних культур Бл. Востока и Египта

Хронология и локализация древнейших цивилизаций

Древнейшие цивилизации мира возникли на территории Ближнего Востока и северной Африки. Это – Шумерская и Египетская цивилизации. Первая из них признается учеными более древней. Ее признаки обнаруживаются уже в IV тыс. до н.э. Древнейшие свидетельства о существовании египетской цивилизации относятся к рубежу IV – III тыс. до н.э.

Местом локализации древнейших государств Бл. Востока стало Междуречье – долина рек Тигр и Евфрат. Здесь возникают древнейшие города Шумерского государства – Лагаш, Ур, Урук. Во второй половине III тыс. до н.э. в Месопотамии выделяется город Аккад, ставший центром единого Шумеро-Аккадского государства, а в начале II тыс. до н. э. города южного Междуречья объединяет под своей властью Вавилон (государство – Вавилония). В XIV в. до н.э. в северной части Месопотамии возникает еще одно мощное государство – Ассирия (города – Ашшур, Ниневия) (см. карту).

Местом локализации древнеегипетской цивилизации стала долина Нила. Древнейшей столицей объединенного в XXXI в. до н.э. Египта становится Мемфис. Этот город играет ведущую роль в политической жизни Др. Египта до XXIII в. до н.э. С конца III тыс. и на протяжении всего II тыс. до н.э. столицей Египта являются Фивы (см. карту).

Переход человеческого общества от первобытного к цивилизованному состоянию – это, прежде всего, изменение сознания человека. Другие факторы цивилизации – политического, экономического характера – вторичны по отношению к этому – первому по своему значению. Сознание человека в древнейших культурах Междуречья и в культуре Египта характеризуется, с одной стороны, как мифологическое, соответственно, развивающее основные традиции первобытной культуры, с другой – отличается новой тенденцией рационализации мышления, мировосприятия.

Признаки мифологического сознания: ассоциативность, конкретность, синкретизм мышления

Ассоциативная логика мировосприятия еще долго будет играть свою роль в культурах традиционных обществ. Без нее невозможно понять многие элементы ритуальной, магической практики жителей Египта и Месопотамии. Ассоциативная логика проявляется часто в заупокойном культе, например, в явлении ушебти-ответчика (см. рис.), который берет на себя примитивные обязанности умершего (правогласного) в египетском загробном мире. Это – «низший аспект» человеческой личности, которому предназначен «низший уровень бытия» загробного мира, подобный земному, профанному. Вот одна из стандартных надписей на ушебти: «О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад». На это фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь»[1]. Остается добавить, что подобное представление о загробном существовании как аналоге земного является, по всей видимости, наиболее древним слоем египетского мировоззрения, укорененном в мифологическом сознании доцивилизованного общества.

Яркие примеры действия мифологического сознания обнаруживаются в языковой практике древних обществ. Например, в случаях использования словосочетаний, выражающих конкретные ситуации для обозначения абстрактных понятий. Так, в шумерских текстах выражение «голову палкой ударить» используется в значении «убить», а уже в Ветхом Завете словосочетание «жар ноздрей» – в значении «гнев»[2].

Древнейший мифологический пласт образует и разбросанную полисемию как неотъемлемый признак древних языков Востока. Так, шумерское слово иа, обозначает одновременно воду, семя, родителя и наследника, а аккадское хаййа – жизнь, животное, змею, войско, место обитания[3]. Таким образом проявляется синкретизм (нерасчлененность) мифологического мировосприятия, при котором сферы земного и небесного, сакрального и профанного, животного и человеческого неразделимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: