Коммуникации в организации

Коммуникации в организационном контексте включают взаимодей­ствие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи све­дений между отдельными людьми или их группами.

Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Менеджер тратит на нее от 50 до 90% своего рабочего времени. Коммуникации необходимы для эффективности управления;

Коммуникации позволяют контролировать деятельность как внутри предприятия, так и во внешней среде. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и при­нимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения по­ставленных целей.

В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют следующие базовые элементы:

1. отправитель – лицо, собирающее информацию и передающее ее

2. сообщение – сама информация

3. канал связи – средство передачи информации. Различают каналы:

- средств массовой информации, особенностью которых является доступ к большому количеству людей.

- межличностный (взаимодействие между двумя людьми, непосредственный обмен сообщениями, более эффективная обратная связь).

4. получатель – лицо, которому предназначена информация

5. Результат – «эффект коммуникации», изменение в поведении получателя.

Различаются следующие типы результатов:

1. изменения в знаниях

2. изменения установок, его отношение;

3. изменение поведения

6. Обратная связь – реакция получателя на сообщение источника.

Различают:

1.положительную обратную связь (ОС)– правильное понимание, сообщение поступило, достигнут желаемый результат.

2.отрицательную обратную связь – желательный результат не достигнут.

Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации к ним относятся: 1) отвлечения; 2) неправильная интер­претация со стороны получателя или источника информации; 3) раз­личные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы); 4) статусное различие между ру­ководителями, и подчиненными в восприятии организационной дис­танции, вследствие чего расширяется коммуникационный разрыв между ними; 5) получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка).

Коммуникации на предприятии (или внутренние коммуникации)делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные же, в свою очередь, делятся на восходящие и нисходящие.

Горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня. Подобные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.

Вертикальные коммуникации - это обмен информацией между сотрудниками разных рангов, например между руководителем и подчиненным.альныеелятся на две как внутрииния любгому. п

Восходящие коммуникации – это процесс передачи любой информации от исполнителей к руководителю. Такой вид передачи информации осуществляется в виде каких-либо отчетов.

Нисходящие коммуникации – это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным, например, передача сотрудникам указаний.

При внешних коммуникациях – здесь обмен информацией происходит между предприятием и внешней средой. От эффективности организации данного процесса зависит успех работы фирмы. Чем качественнее отлажена такая структура на предприятии, тем продуктивнее это предприятие работает. Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.

Невербальные коммуникации представляют собой общение с помощью мимики, жестов, взглядов. Такие способы общения сами по себе используются довольно редко, особенно если речь идет о каких-то деловых переговорах. Но хороший психолог всегда по выражению лица своего собеседника сможет прочитать его настоящее отношение к обсуждаемому вопросу. Очень часто в процессе общения невербальные символы могут дополняться вербальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: