Итак, холдингом считается любой хозяйственный субъект, располагающий дочерним предприятием и имеющий возможности контролировать его деятельность. Холдинговое объединение состоит из следующих элементов:
- головного (материнского) предприятия. Основная функция головного предприятия — управление дочерними предприятиями, что обеспечивается участием в их капитале и договорными отношениями. Штаб-квартира головного предприятия специализируется на управлении и не ведет какую-либо производственную или торговую деятельность;
- представительств и филиалов, не имеющих статуса юридического ища. Производственные подразделения компании могут быть организованы как филиалы (отделения) или как дочерние фирмы;
- дочерних фирм со статусом юридического лица. Право управления ими принадлежит материнской компании (или промежуточному холдингу) в силу владения контрольным пакетом акций и/или в силу особогo договора с дочерней компанией;
- зависимых фирм, вложения в которые хотя и ниже уровня контрольного пакета, но позволяют материнскому предприятию влиять на н\ деятельность путем участия его представителей в органах управления, а также на основе гарантированных уставом прав меньшинства и других особенностей регламента общего собрания акционеров и совета директоров компании;
- дочерних фирм, вложения в которые носят чисто «портфельный» характер, т.е. не дают права на участие в управлении (однако и здесь возможно образование блоков для голосования на общем собрании, что позволяет квалифицировать их как ассоциированные компании холдинга);
- других фирм и хозяйственных субъектов, находящихся в зависимом положении (дилеров, эксклюзивных поставщиков, лицензиатов, агентов и пр.).
В сферу хозяйственного влияния холдинга входят и совместные предприятия, созданные им в рамках стратегических партнерств. Их можно выделить в особую категорию активов материнского холдинга. Управление совместными предприятиями осуществляется на договорной основе. Час-го создание таких предприятий сопровождается заключением более широкого соглашения о партнерстве, которое определяет самые разнообразные аспекты сотрудничества сторон.
В рамках холдинговой компании формируются так называемые «центры прибыли», на уровне которых образуется или калькулируется получаемая прибыль и оцениваются хозяйственные результаты. Крупнейшие центры прибыли объединяют центры прибыли более низкого уровня. Они обычно организационно совпадают с основными дочерними фирмами.
Центр прибыли высшего порядка — сама материнская компания. Помимо центров прибыли, в структуре компании могут формироваться «центры финансовой ответственности», «центры затрат», а также финансовые центры некоторых других типов.