Структура холдингового предприятия

Итак, холдингом считается любой хозяйственный субъект, располагающий дочерним предприяти­ем и имеющий возможности контролировать его деятельность. Холдинговое объединение состоит из следующих элементов:

- головного (материнского) предприятия. Основная функция голов­ного предприятия — управление дочерними предприятиями, что обес­печивается участием в их капитале и договорными отношениями. Штаб-квартира головного предприятия специализируется на управлении и не ведет какую-либо производственную или торговую деятельность;

- представительств и филиалов, не имеющих статуса юридического ища. Производственные подразделения компании могут быть организованы как филиалы (отделения) или как дочерние фирмы;

- дочерних фирм со статусом юридического лица. Право управления ими принадлежит материнской компании (или промежуточному холдингу) в силу владения контрольным пакетом акций и/или в силу особогo договора с дочерней компанией;

- зависимых фирм, вложения в которые хотя и ниже уровня конт­рольного пакета, но позволяют материнскому предприятию влиять на н\ деятельность путем участия его представителей в органах управле­ния, а также на основе гарантированных уставом прав меньшинства и других особенностей регламента общего собрания акционеров и совета директоров компании;

- дочерних фирм, вложения в которые носят чисто «портфельный» ха­рактер, т.е. не дают права на участие в управлении (однако и здесь воз­можно образование блоков для голосования на общем собрании, что позволяет квалифицировать их как ассоциированные компании холдин­га);

- других фирм и хозяйственных субъектов, находящихся в зависимом положении (дилеров, эксклюзивных поставщиков, лицензиатов, аген­тов и пр.).

В сферу хозяйственного влияния холдинга входят и совместные пред­приятия, созданные им в рамках стратегических партнерств. Их можно выделить в особую категорию активов материнского холдинга. Управление совместными предприятиями осуществляется на договорной основе. Час-го создание таких предприятий сопровождается заключением более широ­кого соглашения о партнерстве, которое определяет самые разнообразные аспекты сотрудничества сторон.

В рамках холдинговой компании формируются так называемые «цен­тры прибыли», на уровне которых образуется или калькулируется полу­чаемая прибыль и оцениваются хозяйственные результаты. Крупнейшие центры прибыли объединяют центры прибыли более низкого уровня. Они обычно организационно совпадают с основными дочерними фир­мами.

Центр прибыли высшего порядка — сама материнская компания. Помимо центров прибыли, в структуре компании могут формироваться «центры финансовой ответственности», «центры затрат», а также фи­нансовые центры некоторых других типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: