Теория целостности государства. (Лазарев)
Государство - это одна из разновидностей социальных систем, которому наряду с его известными признаками - публичная власть, территория, право и др. - свойственны и системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.
Целостность государства необходимо рассматривать как признак государства.
Государство может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности.
Принципы теории целостности государства:
1. Целостность является таким системным признаком государства, который выражается в стабильности, устойчивости общественных отношений, фиксирует внимание на факторах внутренней упорядоченности, организованности политической системы;
2. Не всякое государство является целостной социально-политической системой, но всякое государство не может развиваться, не будучи таковой;
3. Государство как целостная система может быть различного уровня сложности: от унитарного (простого) до федеративного (сложного);
4. Целостность государства указывает на тот или иной исторический тип государства, уровень развития демократии, культуры, статус человека в этой системе как личности и гражданина;
5. Как и всякое социальное явление, целостность государства связана с сознанием человека, уровнем нравственного, духовного развития общества;
6. Целостность государства проявляется в уровне жизни населения, степени социальной защищенности человека, обеспеченности гражданских прав и свобод;
7. Целостность государства - это подсистема существующей общественной системы; адекватность целостности государства целостности общества - одно из условий стабильности политической системы;
8. Целостность государства - это одна из основ политической власти, ее можно рассматривать в качестве определенного союза граждан, социальных групп, направленного на объединение в единое государство;
9. Обеспечение своей целостности - один из принципов государства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, территориального, правового пространства на всей территории страны.
Важную роль в познании и решении проблемы соотношения целостности и суверенитета государства играет вопрос о взаимосвязи территориальной целостности как части общегосударственной целостности и его суверенитета.
Итак, территориальная целостность самым тесным образом связана с суверенитетом государства. Суверенитет более широкое понятие, чем территориальная целостность государства. Суверенитет проявляется не только в верховенстве политической власти на конкретном географическом пространстве, но и в определенной юрисдикции над гражданами, проживающим населением. Суверенитет государства предполагает его целостность, неприкосновенность территории.
Субъектом целостного и суверенного государства может быть исключительно народ в лице его полномочных представителей.
Исходя из смысла самого термина, переходность означает какие-либо изменения, трансформации, происходящие в том или ином явлении. Категория "переходный период" является базовой для различных философских, политологических или социологических направлений. Речь идет о нескольких переходах человеческого общества от одной исторической эпохи к другой.
В марксистско-ленинской литературе переходность обозначается как перерыв постепенности. С точки зрения В.И. Ленина, это "перерывы в развитии - скачкообразные, катастрофические, революционные". С точки зрения марксистов, переходная эпоха - это эпоха разрешения коренного, главного социального противоречия, развивавшегося в недрах отжившей формации, - противоречия между уровнем развития производительных сил и характером способа производства, в основе которого лежит социальная революция.
Переходные государства - это государственно-правовые системы, находящиеся «на переходе» от одного государства и права к другому: от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому, от капиталистического к социалистическому и, наоборот, от социалистического к буржуазному, капиталистическому.
Это явление имеет место на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение переходное состояние государство находит в период развития государства и права между двумя различными типами государства и права.
Под переходным типом (видом, состоянием) государства и права имеется в виду не процесс их развития вообще, а лишь определенное, межтиповое состояние, возникающее у государства и права при переходе от одного типа к другому.
Особенности государства и права переходного типа:
1. Возникают, по общему правилу, в результате различных социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. Напр. в 17в. революции в Англии - первое буржуазное государство в Европе; во Франции перехода государства от феодализма к капитализму; 1917 г. в России переход государства России от капитализма к социализму.
2. Содержит в себе несколько возможных вариантов развития государства, права и общества по тому или иному пути. Предоставляет власть имущим возможность выработки своего собственного видения пути развития государства, права и общества с учетом исторических и иных традиций своей страны, уровня развития экономики и культуры общества, особенностей быта народа, нации или доминирующих этнических групп.
3. Переходное состояние государства, права и самого общества, связано с резким изменением характера традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения.
4. Свойственно временное ослабление социальных и политических основ в силу происходящей в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой государственной властью и политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса.
5. Переходный тип государства и права отличается, как правило, доминированием в системе разделения государственных властей исполнительно-распорядительной власти.
Объективные факторы: характер исполнительно-распорядительной власти (ее мобильность, оперативность, действенность, способность к быстрой концентрации и эффективному использованию материальных, духовных, финансовых и иных средств).
Субъективные факторы: экономические, политические и иные интересы отдельных групп людей или конкретных лиц, оказывающих решающее влияние на исполнительную власть, а также профессиональные и личные качества людей – непосредственных носителей исполнительной власти. Напр. во Франции конца XVIII – начала XIX в., когда исполнительная власть (по Конституции 1799 г.) фактически сосредоточивалась в руках Первого консула Наполеона, а после реставрации Бурбонов, согласно Хартии 1814 г., – в руках короля.
6. Повышение роли и значения субъективного фактора в развитии государства и права в переходный период; органическое сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода элементов старого и нового; периодическая смена в процессе развития общества в переходный период государственных форм и режимов и др.
Современные переходные явления и процессы имеют не локальный, а глобальный характер; для перехода на новую ступень эволюции необходим объединительный процесс в политической, экономической, экологической и др. общественных сферах, выработка новых нравственных норм, способных облегчить существование человека в эпоху болезненной ломки ценностей, ориентиров, мироощущений.
74. Государство – империя
В науке выделяются две основные модели формы гос.устройства: простая (унитарная форма) и сложная (федерация, конфедерация, империя и др.) Исторически первой формой интеграции государств сложного типа была империя, под которой обычно понимают насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.).
Ее отличительными особенностями являются:
· обширная территориальная основа,
· сильная централизованная власть,
· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией,
· разнородный этнический и культурный состав населения,
· как правило, отличались территориальной экспансией, широким использованием военной силы для принуждения.
Важнейшее различие между империей и национальным государством как типами политической организации общества заключается в институциональных и структурно-функциональных основаниях данных типов. Политологический анализ имперского типа государства, позволяет определить его как тип политической организации общества, сформированный в рамках определенного универсального политического проекта и управляемый преимущественно авторитарными методами руководства
Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи, однако в современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать исключительно добровольный, договорный метод объединения государств.
Какие основные отличительные черты империи? Это огромные территории и ресурсы, региональное, а в отдельных случаях — глобальное, господство или доминирование, своя система ценностей и идеология, цивилизаторская функция, не только способность, но и желание взять на себя ответственность за судьбу других народов.
Существовали виды империи:
- морские, состоявшие из метрополий и колоний,
- континентальные — такие, как Российская, Австро-Венгерская или Оттоманская.
Нил Фергюсон выделяет до 17 моделей империй, которые в свою очередь делятся на либеральные и нелиберальные. Последние два типа могут быть присущи одной и той же империи в зависимости от того, какой период ее истории рассматривается. Так, до XIX столетия Британская империя, основываясь на рабстве, была «нелиберальной», однако затем под влиянием евангелистского христианства и светского либерализма превратилась в «либеральную», то есть стала проводить принципы свободной торговли, частной собственности и представительной демократии.
Российское государство, развивавшееся на протяжении длительного периода отечественной истории в рамках имперского типа, во многом сохраняет некоторые структурные и функциональные черты имперской системы организации государственной власти. Среди таковых особо необходимо выделить доминирующие авторитарные методы в осуществлении государственной политики и управления, высокую степень распространенности патерналистских ориентаций среди российского населения, низкий уровень консолидации политических элит и т. д. Преодолению отмеченных черт, скорее присущих имперскому типу государства, в значительной степени препятствует сформировавшийся в политической культуре российского общества устойчивый политический образ империи. В рамках реализации данного образа в общественных практиках, имперский тип государства представляется консервативно настроенной частью населения как наиболее эффективный вариант дальнейшего общественнополитического, социально-экономического и духовного развития России. Указанные обстоятельства препятствуют процессу демократизации общественных отношений, активному взаимодействию российского населения и институтов государственной власти, а в конечном итоге — формированию институциональной основы национального государства как политической организации современного типа.
Одновременно с развитием имперской структуры отечественной государственности в общественном сознании граждан формировались устойчивые элементы образа Российской империи, основанные на представлении о государстве как институциональном образовании, претендующем на мировое лидерство и с необходимостью воспроизводящем свой глобальный статус. Советское государство использовало в политической практике ментальные особенности «имперского типа сознания», что позволило обеспечить эффективное функционирование системы общество — государство, превзошедшей по своим характеристикам дореволюционную Россию. Современный этап модернизации РФ характеризуется, с одной стороны, ностальгическими элементами образа империи, а с другой — ориентацией на современные демократические формы государственного устройства, связываемые с моделями «национального государства».