double arrow

История судостроения

Морской транспорт.

Вагоны Англии.

Крытые 4х-осный двухъярусный вагон для перевозки грузов на поддонах. Кузов разделен на два яруса, который разделен на 8 отсеков. Боковые стороны-шторы из полихлорвинила и нейлона. Внизу крепятся шнурками к балке рамы. Помещается 32 поддона. Крыша поднимается вверх.

Полувагоны четырехосные универсальные Гп=92,5т и 63,5т с глухим полом и с металлическими разгрузочными люками в принципе не отличается от наших вагонов. Материал, из к-го выполняется кузов – сталь и алюминиевое сплавы.

Хопперы для перевозки порошкообразных грузов – крытый, Гп=92,53т постройки фирмы "North American Car Corp" – сварное с делением на три бункера (или два) с 3 загрузочными люками (или 10).

Четырехосный крытый хоппер Гп=107,5т для перевозки сыпучих грузов построен ж.д. "New York Central System" имеет прямоугольное сечение кузова (объем увел. на 22%)

Кузов разделен на три отсека. Стенки и пол покрыты эластичной диафрагмой из высокопрочной прорезиненной ткани. Внизу кузова расположены клапаны для подачи сжатого воздуха давлением 0,07кг/см2. Скорость разгрузки 17м3/мин. Размер люков разгрузки 609x1257мм (для предохранения попадания диафрагмы в люки установлены предохранительные продольные рельсы по центру вагона).

Введение. Водные ср-ва передвижения возникли значительно раньше чем другие виды тр-та.

Морской транспорт нам дает:

- повышение жизненного уровня (возможность обмена сырьем, промышленными и с.х. продуктами);

- энергоснабжение (перевозка нефтепродуктов занимает 50% всего тоннажа морских судов мира);

- снабжение населения мира морепродуктами;

- исследование море в т.ч. с целью использования морей в качестве источника питания и др.

Первыми примитивными ср-ми были плоты (еще в каменном веки). В конце каменного века выдолбленная лодка из дерева – челнок. Самыми древними считаются лодки и суда Древнего Египта из папируса, стянутого толстыми веревками. Он привод. в движение веслами и рейковыми парусами (1500г.д.н.э.).

Первыми стали строить торговые морские суда жители острова Крит. Для движения критяне использовали прямоугольный парус и весла (17-16 в. до н.э.) а также киль и шпангоут.

Крит стал первой морской державой на Средиземном море.

У Критян способ постройки судов позаимствовали финикийцы, а затем греки. Позднее римляне заменили одноярусный ряд весел на трехъярусный: первый под палубой, 2 и 3 на палубе.

Судно получило название триера (длина 30¸40м, ширина 4¸6м, высота борта ~1,5м, число гребцов>100, скорость 8¸10 узлов).

Триера имела приподнятую на корме палубу, а также башню для командного состава (как укрытие); нос заканчивался тараном, обитым железом, а также абордажный мостик, который опускался на вражеские судно и римские легионы переходили на него.

Позднее римляне на основе триеры создали галеру, которая с некоторыми изменениями сохранилась до 17 века н.э. Недостаток галер - многочисленный экипаж. Так, на галеру длиной 40м требовалось 120-180 гребцов (при одном ярусе), 240-300 (при 2х ярусах). Если учесть команду, то получалось >500 человек. Такая галера имела осадку около 2м и высоту надводного борта 1-1,5м. Масса весла при длине 10-12м составляла до 300 кг (на 2¸5 гребцов).

На галере устанавливалось сначала 2, а затем 3 мачты, а прямоугольный парус заменили косым. Позднее стали строить большие галеры - галеасы длиной до 70м, шириной 16м, экипаж – 1000чел, водоизмещение = 1000т.

Независимо от развития судоходства в Средиземном море развивалось судоходство в Северной Европе, где жили прекрасные мореходы – викинги. Суда викингов приводились в движение веслами и прямым парусом посередине судна. Суда викингов имели шпангоуты и продольные связи. Самые большие суда длиной 45м и с 30 парами весел наз. драконами (нос украшали в виде головы дракона). С помощью этих судов викинги завоевали Гренландию и Голландию и в конце 10в. проникли в Северную Америку.

В период 13 по 15вв. европейская торговля концентрировалась в руках ганзейских купцов, которые они возили на т.н. когтах. Это были маленькие суда с надстройками на носу (небольшие) и на корме (большие) и высокими бортами, а на вершине мачты было т.н. “воронье гнездо”. У когта был шарнирный руль с румпелем расположенным в диаметральной плоскости судна, улучшающий маневренность.

Благодаря контактам между севером и югом в 14в. возник новый тип судна – каравелла – трехмачтовое судно с треугольными парусами и шарнирным рулем. На носовой мачте – поперечный парус. Позднее появилось судно – каракка, у которого сильнее были развиты бак и ют (помещение на носу и корме).

С появлением коракк и каравелл стало возможно дальнее плавание, такие как путешествия Колумба на “Санта-Марии”, путешествие Магеллана и др. мореплавателей. “Санта-Мария” имела длину 23м, ширину 8,7м, осадку 2,8м и команду из 90 человек.

В дальнейшем надстройку на корме стали строить ступенчатую, добавилось число парусов, в основном, прямые паруса. Это было судно галион, которое стало основным типом военного корабля.

В 17в. стали строить т.н. ост-индские суда, которые были не быстроходные, но большой грузоподъемности. Для защиты от пиратов их вооружали пушками. Эти суда наз. фрегатами.

Значительным достижением в парусном судостроительстве явилось создание клиперов – узких судов с развитым вооружением и грузоподъемностью 500¸2000т. Они отличались большой скоростью до 18 узлов.

В начале 19 в появился новый вид двигателя – паровой. В 1808г. американец Роберт Фултон построил первое судно с паровой машиной “Клермонт”. Оно могло двигаться против течения. Это было речное судно.

В 1818г. На паруснике “Саванна” впервые установили паровой двигатель, который приводил в движение гребные колеса.

В 1843г. Паровые колеса уступили место гребному винту. Он впервые был установлен на пароходе “Грэйт Британ”, а затем было построено огромное по тем временам паровое судно “Грэйт Истерн” длиной 210м и шириной 25м. (1860г). Оно имело два гребных колеса (D=16,5м) и винт (Д>7м), пять труб, шесть мачт, на которых можно ставить парус. На судне были помещения для 4000 пассажиров и трюмы, 6000т груза.

В 1897г. на судне “Турбиния” впервые была установлена паровая турбина, развивающая скорость судна 34,5 узлов.

В 1912г. на грузовом судне “Зеландия” грузоподъемностью 7400т было установлено 2 дизеля общей мощностью 1324кВт.

В н.в. на судах продолжают доминировать дизельные установки, хотя применяются и другие типы установок:

- дизель-электрические;

- турбоэлектрические;

- газотурбинные;

- атомные.

Морские суда и их размерения.

Морские суда делятся:

- по назначению

- району плавания

- роду двигателя

Характеристика судна включает в себя пространственные размерения:

- длина

- ширина

- осадка (глубина погружения при полной загрузки)

По закону Архимеда плавающее тело вытесняет объем воды по массе равный массе тела. Масса воды, вытесненная судном называется водоизмещением судна (оно бывает: порожним – совершенно пустое - в грузу -полностью загруженное под грузовую марку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: