Решение. Определение оптимального срока замены транспортного средства

Задача

Определение оптимального срока замены транспортного средства

Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволит своевременная замена транспортного средства. Решение данной задачи основано на понимании того, что всякое транспортное средство (автомобиль, погрузчик и т. д.), несмотря на массовый характер сборки, "болеет по-своему", т. е. в процессе эксплуатации имеет индивидуальную динамику расходов на ремонт. Система учета затрат, направленных на поддержание работоспособности транспортного парка, должна обеспечивать выявление "слабой" техники, замену которой необходимо осуществлять в первую очередь.

Как свидетельствует практика, данная задача ставится и решается прежде всего на предприятиях, имеющих в своем составе службу логистики.

Методика определения срока (точки) замены транспортного средства, основана на точном учете затрат на ремонт в процессе эксплуатации транспортного средства, а также на маркетинговых исследованиях рынка транспортных средств, бывших в употреблении.

Автомобиль, купленный за 40 000 у.е., эксплуатировался 6 лет, ежегодно проезжая по 20 тыс., км. Годовые затраты на ремонт приведены в гр. 3 табл. 1. В ней же указана рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации (гр. 4).Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.

Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:

1) f1(х) — зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;

2) f2(x) — зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.

Найденные зависимости f1(х) и f2(х) позволят определить функцию F(x) — зависимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) и укажет срок замены транспортного средства.

Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат (начальная стоимость автомобиля – 40000 у. е.)

Год Пробег, нарастающим итогом, км Годовые затраты на ремонт, у. е. Рыночная стоимость машины к концу периода, у. е
       
       
       
       
       
       
       

Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля. Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 2.

 
 

Для определения f1(x) необходимо:

1. Определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить гр. 4 табл. 2.

2. Определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчисленные нарастающим итогом (т. е. данные гр. 4 табл. 2), необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в гр.5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции f1(x).

Для определения f2(x) необходимо:

1. Определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40 000) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в гр. 7 итоговой таблицы.

2. Определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения гр. 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр.2). Результаты образуют множество значений функции f2(x), заносятся в графу 8

Для определения F (x) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого следует построчно сложить данные гр. 5 и 8, а результаты вписать в соответствующие строки гр. 9.

Минимальное значение F(x) указывает на точку замены автомобиля.

После определения функций f1(x), f2(x), F (x) в табличной форме определить перечисленные зависимости в графической форме.

В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающийся от оптимального срок.

Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы, используемой в логистических процессах техники в привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объём произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках, штабелерах и т.п. устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.

Для определения зависимости f2(x) необходимо проводить маркетинговые исследования, включающие анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: