Рынок земли и природных ресурсов. Экономическая рента и цена земли.
Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).
Экономическая рента — плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Фактор производства приносит ренту, если он оплачивается на уровне большем, чем это необходимо для обеспечения предложения данного фактора на рынке. Экономическая рента представляет собой разницу между платой за услуги ресурса и удерживающим доходом.Удерживающий доход — минимальное вознаграждение, необходимое для сохранения ресурса в данной сфере использования. Удерживающий доход представляет собой издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки).
Цена земли. Земля как объект купли-продажи имеет определенную цену. Цена земли равна отношению земельной ренты к годовой ставке ссудного процента.
По своей сущности цена земли — это капитализированная рента. Собственник, продав земельный участок и положив деньги в банк, должен получать доход, равный величине земельной ренты.
В реальной действительности цены на земельные участки определяются многими факторами, в том числе законом убывающей отдачи земли. Особенно высокими они являются в крупных городах.
Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Механизм рынка не решает всех вопросов рыночного хозяйства, структура которого имеет тенденцию к усложнению.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.
Необходимость в деятельности государства вызывалось потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы и минусы своего функционирования. Думается уместным будет еще раз напомнить о положительных сторонах рынка, его преимуществах, достоинствах.
Это:
- эффективное распределение и использование ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
- рынок может успешно функционировать при наличии даже очень ограниченной информации;
- ему присуща гибкость, высокая приспособляемость (адаптивность) к изменяющимся условиям;
- рынок обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей;
- у рынка высокая способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Все выше перечисленное свидетельствует о том, что рынок свободной конкуренции имеет много достоинств и возможности его велики. Велики, но все же не безграничны. Существуют области, в которых механизм свободной конкуренции не срабатывает и проявляются "провалы рынка" и требуется вмешательство государства.
К этим областям относится:
- правильная организация денежного обращения;
- рынок свободной конкуренции не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования – национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, охрана общественного порядка, общественный транспорт, образование, здравоохранение и др.;
- рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто хочет и может работать;
- распределение доходов в рыночной экономике осуществляется по результатам конкуренции, а это приводит к резкому расслоению населения на очень богатых и очень бедных. Такое распределение (по результатам конкуренции) не затрагивает занятых в фундаментальной науке, управлении, обороне страны.
Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды);
- рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто хочет и может работать;
- стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы.
В процессах рыночного производства и потребления могут возникать свободные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти, так называемые, внешние эффекты (экстерналии); нарушают рыночное равновесие и обусловливают не оптимальное распределение ресурсов. Так, рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, и только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств. К внешним эффектам (экстерналиям) относят также региональные диспропорции, обострение проблемы больших городов и другие.
Государство выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме, принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы.
При этом следует учитывать, что объективно существует минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
Организация денежного обращения, предоставление общественных товаров и устранение последствий внешних эффектов составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. В реальном конкурентном рынке есть области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, его «провалы», что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах.
Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
Какие же это области?
1. Перераспределение доходов.
Рынок признает справедливым доходы, получение в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры которых (доходов) зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие ни капиталом, ни землей, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынке факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприемлемо к тем, кто занят производством общественных товаров – военные, учителя, врачи. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитой рыночной экономикой за свою историю испытали острые социальные конфликты и в конечном итоге пришли к осознанию права каждого члена общества на достойную жизнь.
2. Занятость.
Дело в том, что механизм рынка не реализует автоматически право на труд доя тех, кто может и хочет работать и в результате в условиях рыночной экономики неизбежна безработица. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
3. «Хроническими болезнями» рыночной экономики являются монополизм и инфляция.
В условиях рынка конкуренция объективно определяет стремление любого производителя к установлению своего контроля в той или иной области, к монополизации. А монополия в итоге подрывает конкуренцию, разрушает рынок. Чтобы не допустить этого, государство проводит антимонопольную политику, принимая специальные законы, ограничивающие монополию.
Инфляция также является тяжелой «хронической болезнью» рыночной экономики и государство проводит антиинфляционную политику.
4. Не под силу рыночному механизму и развитие фундаментальной науки,
которое требует крупных вложений средств. Сроки окупаемости их длительны. Вложения в фундаментальную науку связаны с высокими рисками и неопределенностью в отношении прибыли. Поэтому частный капитал в эту сферу не идет и данной проблемой занимается государство.
5. Государство осуществляет региональную политику,
с учетом исторических, национальных, демографических, климатических и других нерыночных факторов.
6. Государство посредством проведения соответствующей внешнеторговой политики реализует национальные интересы в мировой экономике.
Для этого государство осуществляет контроль и регулирует международную миграцию своей рабочей силы, вывоз капитала за границу и его импорт, воздействует на валютный курс, управляет платежным балансом.
Таковы максимально допустимые границы государственного вмешательства в рыночную экономику. В этих границах разумное сочетание государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволяет решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
В связи с «провалами» рынка государство выполняет определенные экономические функции, которые определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики.
Экономическая деятельность государства сводится к решению следующих задач:
выработка экономической политики;
управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность, круг которых ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение (ядерная энергетика, деятельность в космосе, транспорт, связь, энергетические системы);
установление правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственников, принятие мер по пресечению монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя);
регулирование внешнеэкономических отношений государства.
Многообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполняемые им экономические функции, к основным из которых можно отнести следующие:
1. Создание и регулирование правовых основ функционирования экономики.
Государство в лице парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. При этом следует исходить из правильно понятого принципа: «все разрешено, что не запрещено», предоставляя предпринимателям широкое поле деятельности. Но одновременно, что разрешено, должно регламентироваться четко разработанным законодательством. Чтобы «правила игры» соблюдались, законы должны носить устойчивый характер и применяться ко всем без исключения.
2. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма.
Реализация данной функции предполагает регулярное проведение мероприятий по демонополизации экономики, эффективную антиинфляционную профилактику с помощью денежной политики, поддержание государственных финансов в нужных объемах и бездефицитном состоянии.
3. Макроэкономическая стабилизация
путем обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Данная функция предполагает определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. определение того, что важно сегодня для страны, сколько это потребует ресурсов, какую и как быстро они дадут отдачу, определение социальных, экологических, мирохозяйственных последствий принимаемых решений.
4. Перераспределение доходов и реализация социальных ценностей.
Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм рыночной экономики, приводит к социальному расслоению. Однако, все результаты хозяйственной деятельности имеют смысл только в том случае, если она сопровождается улучшением жизни, повышением благосостояния всех слоев населения.
5. Обеспечение населения общественными товарами и услугами.
В потреблении таких общественных благ и услуг, как национальная оборона, охрана общественного порядка, окружающей среды и другие – участвуют все члены общества без исключения, но через систему рынка эти потребности не могут быть удовлетворены. Государство либо финансирует производство общественных товаров и услуг, либо само организует их производство.
6. Государственное регулирование экономики (ГРЭ).
Для достижения стоящих задач и реализации социальных ценностей данная функция является одной из важнейших. Государственное регулирование составляет сердцевину экономической политики.