Учет и управленческие решения

Управленческие решения – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы.

Можно выделить группы взаимосвязанных процессов:

*принятие (подготовка) управленческого решения;

*выполнение принятого решения;

*контроль за результатами выполнения решения;

*сбор информации для последующих решений.

Управленческий учет непосредственно участвует в первом, третьем и четвертом процессах.

Принятие решения – процесс выбор курса действий из двух и более альтернатив в ходе достижения поставленной цели. Процесс подготовки и реализации управленческих решений можно представить в виде набора операций, которые подразделяются на процедуры, т.е. конкретные действия, необходимые для достижения поставленных целей и задач в данный момент управления.

Процесс принятия и выполнения управленческого решения:

*выявление проблемы, постановка цели и задач;

*поиск информации об альтернативных вариантах действий;

*обработка информации;

*выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов.

*осуществление выбранного варианта

*контроль (мониторинг) за выполнением решения и полученными результатами

*сравнение полученных и планируемых результатов

*корректировка действий, направленных на приведение в соответствие фактических результатов с запланированной моделью

*сбор информации для последующих решений.

Большинство авторов выделяют группы управленческих решений в менеджменте: организационные и персональные решения; программируемые и непрограммируемые решения; стратегические, тактические и оперативные.

Группы управленческих решений в управленческом учете.

По методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать:

*по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные);

по временным интервалам, в течение которых достигаются поставленные цели и задачи (долгосрочные – интервал 3-5 и более лет, достигаются стратегические цели и задачи; краткосрочные или оперативные – интервал час, смена, сутки, неделя, декада и др.);

*по периодичности возникновения (регулярные и ситуационные (проблемы));

*по предметной специализации (решение об объёме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование, расформирование сегмента и др.).

Стратегические – основополагающие решения, имеющие особое значение для развития организации, направленные на ее перспективные цели, сопряженные со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим руководством или внешними органами (например, наблюдательным советом), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации. Результат чаще всего зависит больше от качества решения. Нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.

К.Друри в качестве примера стратегических управленческих решений приводит решения о расформировании, расширении или сокращении сегмента. Сегмент – это любой элемент деятельности компании (производство продукции, выбор заказчика и географического региона, подбор канала сбыта), который может рассматриваться с точки зрения расширения или сокращения объема данной деятельности.Для обоснования решений проводят, например, анализ рентабельности конкретного продукта, анализ рентабельности покупателя, поставщика и т.п.

Для подготовки информации для стратегических решений используется стратегический управленческий учет. Если стратегические решения направлены на возможности, то тактические и оперативные – на достижение конкретных задач. Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде. Направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятие).

Основой принятия оперативных управленческих решений является оперативный экономический анализ.

Примерами рутинных управленческих решений являются планирование и бюджетирование. При этом решения касаются не одного события, а деятельности всей организации.

Проблемные управленческие решения возникают, как правило, в новых ситуациях; при отклонениях от запланированной модели; при появлении альтернативных вариантов; при предложениях, на первый взгляд, невыгодных для организации и т.д. они, как и текущие, касаются стратегических, тактических и оперативных решений.

Типичными представителями проблемных управленческих решений являются решения, связанные::

*с предложением производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободных мощностей;

*с необходимостью изменения производственной программы в ответ на изменение окружающей среды;

*с выбором альтернативы – покупать комплектующие изделия или производить собственными силами;

*с принятием решения о прекращении производства продукта или услуги;

*с выбором между приобретением или арендой основных средств;

*с выбором приобретением нового оборудования или модернизацией старого;

*с заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым;

*с расформированием сегмента и др.

Среди подходов авторов к методам подготовки информации для групп управленческих решений доминирует маржинальный подход. Кроме того, выделяются методы на основе альтернативных затрат, приростных (инкрементных) затрат и доходов, с учетом особенностей функций управления (функциональный подход). В зарубежных изданиях по управленческому учету наиболее распространены группы тактических решений: принять ли специальный заказ по ценам, не превышающим себестоимость; купить или произвести; какую производить продукцию при условии, что мощности ограничены; решения, связанные с заменой оборудования, мотивацией, реконструкцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: