Управленческие решения – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы.
Можно выделить группы взаимосвязанных процессов:
*принятие (подготовка) управленческого решения;
*выполнение принятого решения;
*контроль за результатами выполнения решения;
*сбор информации для последующих решений.
Управленческий учет непосредственно участвует в первом, третьем и четвертом процессах.
Принятие решения – процесс выбор курса действий из двух и более альтернатив в ходе достижения поставленной цели. Процесс подготовки и реализации управленческих решений можно представить в виде набора операций, которые подразделяются на процедуры, т.е. конкретные действия, необходимые для достижения поставленных целей и задач в данный момент управления.
Процесс принятия и выполнения управленческого решения:
*выявление проблемы, постановка цели и задач;
*поиск информации об альтернативных вариантах действий;
*обработка информации;
*выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов.
*осуществление выбранного варианта
*контроль (мониторинг) за выполнением решения и полученными результатами
*сравнение полученных и планируемых результатов
*корректировка действий, направленных на приведение в соответствие фактических результатов с запланированной моделью
*сбор информации для последующих решений.
Большинство авторов выделяют группы управленческих решений в менеджменте: организационные и персональные решения; программируемые и непрограммируемые решения; стратегические, тактические и оперативные.
Группы управленческих решений в управленческом учете.
По методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать:
*по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные);
по временным интервалам, в течение которых достигаются поставленные цели и задачи (долгосрочные – интервал 3-5 и более лет, достигаются стратегические цели и задачи; краткосрочные или оперативные – интервал час, смена, сутки, неделя, декада и др.);
*по периодичности возникновения (регулярные и ситуационные (проблемы));
*по предметной специализации (решение об объёме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование, расформирование сегмента и др.).
Стратегические – основополагающие решения, имеющие особое значение для развития организации, направленные на ее перспективные цели, сопряженные со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они принимаются высшим руководством или внешними органами (например, наблюдательным советом), требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации. Результат чаще всего зависит больше от качества решения. Нежели от быстроты его принятия. Они действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко. Являются основой для принятия тактических и оперативных решений.
К.Друри в качестве примера стратегических управленческих решений приводит решения о расформировании, расширении или сокращении сегмента. Сегмент – это любой элемент деятельности компании (производство продукции, выбор заказчика и географического региона, подбор канала сбыта), который может рассматриваться с точки зрения расширения или сокращения объема данной деятельности.Для обоснования решений проводят, например, анализ рентабельности конкретного продукта, анализ рентабельности покупателя, поставщика и т.п.
Для подготовки информации для стратегических решений используется стратегический управленческий учет. Если стратегические решения направлены на возможности, то тактические и оперативные – на достижение конкретных задач. Тактические и оперативные решения отличаются от стратегических тем, что принимаются в более определенной среде. Направлены на задачи настоящего, а не на перспективу (хотя могут оказать влияние и на будущее предприятие).
Основой принятия оперативных управленческих решений является оперативный экономический анализ.
Примерами рутинных управленческих решений являются планирование и бюджетирование. При этом решения касаются не одного события, а деятельности всей организации.
Проблемные управленческие решения возникают, как правило, в новых ситуациях; при отклонениях от запланированной модели; при появлении альтернативных вариантов; при предложениях, на первый взгляд, невыгодных для организации и т.д. они, как и текущие, касаются стратегических, тактических и оперативных решений.
Типичными представителями проблемных управленческих решений являются решения, связанные::
*с предложением производства заказа по ценам, не превышающим себестоимость при наличии свободных мощностей;
*с необходимостью изменения производственной программы в ответ на изменение окружающей среды;
*с выбором альтернативы – покупать комплектующие изделия или производить собственными силами;
*с принятием решения о прекращении производства продукта или услуги;
*с выбором между приобретением или арендой основных средств;
*с выбором приобретением нового оборудования или модернизацией старого;
*с заменой находящегося в эксплуатации оборудования новым;
*с расформированием сегмента и др.
Среди подходов авторов к методам подготовки информации для групп управленческих решений доминирует маржинальный подход. Кроме того, выделяются методы на основе альтернативных затрат, приростных (инкрементных) затрат и доходов, с учетом особенностей функций управления (функциональный подход). В зарубежных изданиях по управленческому учету наиболее распространены группы тактических решений: принять ли специальный заказ по ценам, не превышающим себестоимость; купить или произвести; какую производить продукцию при условии, что мощности ограничены; решения, связанные с заменой оборудования, мотивацией, реконструкцией.