В данном классе игр нижняя цена игры строго меньше верхней
.
Введем понятие смешанной стратегии. Смешанная стратегия – комбинация чистых стратегий с вероятностями выбора
:
;
.
Оптимальная смешанная стратегия:
.
Для любой матрицы
можно определить оптимальную смешанную стратегию:
такую, что выигрыш участника
, определяемый в соответствии с выражением:
,
будет в интервале
(для участника
это проигрыш
).
Теорема о минимаксе. В матричной игре без седловой точки
существует точка равновесия такая, что выигрыш участника
находится в интервале
, и оптимальные решения для участников находятся из условий:
для
–
из условия
,
для
–
из условия
,
– цена игры.
Доказательство теоремы будет рассмотрено далее.
Определение 2 (активные стратегии). Активные стратегии для участника
– это те стратегии из множества чистых
, для которых
.
Утверждение 1. Если участник
придерживается оптимальной смешанной стратегии, то его выигрыш не зависит от стратегии участника
в пределах активных стратегий участника
.
Доказательство. Пусть участник
придерживается оптимальной смешанной стратегии, а
– произвольной смешанной. Тогда выигрыш участника равен:
.
Пусть
– выигрыш участника
, если участник
придерживается чистой стратегии
, и одновременно
– проигрыш для участника
, тогда
. (2.1)
Поскольку чистая стратегия
не является оптимальной стратегией для участника
, то
, где
– цена игры.
Запишем (2.1) с учетом этого неравенства:
.
С учетом, что
получаем нестрогое неравенство
. Но так как участник B осуществляет выбор на множестве активных стратегий, а
– оптимальная стратегия для A, то
не может быть больше
. Следовательно
.
2.3.1. Решение матричных игр 2´2
Каждый из участников имеет по две чистые стратегии. Матрица выигрышей для A имеет вид:
.
Элементы матрицы таковы, что
, т.е. седловой точки нет.
В качестве решения игры необходимо получить смешанные стратегии
.
На основе доказанного выше утверждения для оптимальной стратегии участника
будет выполняться следующее тождество:
.
Учитывая, что
:
.
Откуда получим
, (2.2)
. (2.3)
Для определения
также составим уравнение:
;
; (2.4)
. (2.5)
Цена игры (выигрыш для участника
) будет равна:
.
Для того чтобы решения (2.2), (2.3), (2.4), (2.5) были положительными числами (вероятностями), необходимо, чтобы для элементов матрицы
выполнялись следующие неравенства:
или
.
Пример задачи. Правила игры. Каждый из участников имеет две чистые стратегии:
– выбрать число 1,
– выбрать число 2.
Если сумма у двух участников окажется четным числом, то выигрыш
составит эту сумму. Если же сумма окажется нечетной, то выигрывает участник
.
Данные правила отражены в следующей платежной матрице:
.
Найдем оптимальные смешанные стратегии для каждого из участников

Для участника
решением будет:

Цена игры равна: 
Поскольку
, выигрывает участник В; из этого можно сделать вывод, что правила игры несправедливы.
Отметим, что при выборе участником В оптимальной смешанной стратегии его выигрыш
не будет зависеть от действий противника. Это следует из утверждения 1, поскольку у участника А обе чистые стратегии активные.
Графическая интерпретация решения игры 2´2. Построим зависимость выигрыша участника
от
(рис. 2.1),
где
– выигрыш участника А, если участник придерживается чистой стратегии
,
– если участник придерживается чистой стратегии
.
Приравняв g 1 и g 2, получим оптимальное значение
, которое соответствует
, т.е.
максимизировал свой выигрыш.
Теперь рассмотрим решение игры с позиции участника
. Построим зависимость его проигрыша от
(рис. 2.2),
где
– проигрыш участника В, если участник придерживается чистой стратегии
,
– если участник придерживается чистой стратегии
.
Оптимальное значение
получается из условия
, т.е. он минимизирует проигрыш.
2.3.2. Решение матричных игр 2´m графоаналитическим методом
Если участник
имеет 2 чистые стратегии, а
–
чистых стратегий, то матрица выигрышей для
имеет вид:
.
Построим зависимость выигрыша участника
от
при чистых стратегиях участника
:
.
Оптимальное
находим из условия
(рис. 2.3). Найденному
соответствуют две чистые стратегии участника
, которые будут для него активными. Таким образом, игру
сводим к игре
.
Если несколько прямых пересекаются в одной точке, то нужно брать две стратегии, которые имеют более острый угол, это обеспечит более устойчивое решение.
Пример. Дана платежная матрица, необходимо найти оптимальные смешанные стратегии:
.
Строим зависимость
от
:
|
и
по
нове й инженерно-физический институт (государственный книверситет), 2007. принципу
.
Переходим к матрице
-
и рассчитываем оптимальные
и
:

. Решением игры для участника В является:

2.3.3. Решение матричных игр n´2 графоаналитиским методом
Участник
имеет
чистых стратегий, а
– 2 чистые стратегии, платежная матрица имеет вид:
.
Построим зависимость проигрыша участника
от
при чистых стратегиях 
:
.

Оптимальное
находим из условия
, после чего выделяем две активные стратегии для участника
и переходим к игре
.
2.3.4. Решение матричных игр n´m
Задана
– матрица выигрышей для игрока
. Необходимо найти оптимальные смешанные стратегии:
