double arrow

Лекция №2 от 13.09.2011


Местное самоуправление

Ст. 12 Конституции провозглашает местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, признает и гарантирует самостоятельность мест, а также указывает, что местное самоуправление - принцип децентрализации управленческой деятельности

Ст. 3 Конституции закрепляет за местным самоуправлением коллективное право местного сообщества на властную деятельность

Местное самоуправление подразумевается как социальный институт, способствующий удовлетворению потребностей местного сообщества (гл 8 Конституции)

Местное самоуправление (по закону 131) - форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных конституцией, ФЗ, законами субъекта самостоятельные и под свою ответственность решения населения непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных

традиций

Местное самоуправление (по европейской хартии, в России ратифицирована в 1998 году)- право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел, управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.




1) общественная теория - община наделяется определенными правами и обязанностями, тем самым противопоставляется государству.

2) государственная теория - местное самоуправление встраивается в гос. управление, при условии, что государство передает часть своих полномочий на места.

3) теория дуализма - со стороны государства местное самоуправление наделяется определенными полномочиями (есть элементы самостоятельности), при этом нет подчинения государству.

4) теория соц. обслуживания - местное самоуправление решает все соц. задачи на местах.

Признаки местного самоуправления:

1. Власть принадлежит населению, которое вправе реализовывать ее непосредственно (выборы, референдумы, ТОСы и т.д.) а также через равный доступ к муниципальной службе и через право граждан обращаться в органы местного самоуправления и должностным лицам

Эти признаки вытекают из конституционных установлений - ст. 3, статьи о политических правах граждан (32, 33).

Закон 131 выделяет два уровня субъектного состава: первичный - местное сообщество, которое может делегировать свои полномочия на вторичный уровень - органы местного самоуправления

2. Возможность формировать муниципальное образование (пространственные рамки осуществления местного самоуправления - территория МО)

Гл 8 Конституции - местное образование имеет свои пределы

Закон 131 предлагает различные виды территорий: городские и сельские поселения, муниципальный район и округ



3. Местное население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления

Гл 8 Конституции

4. Ст. 12 Конституции - органы местного самоуправления не входят в систему ОГВ, значит, наделяются собственными полномочиями, в том числе правом издавать НПА в пределах своих полномочий (имеют локальный характер)

Из этой же статьи вытекает: ОГВ не вправе вмешиваться в деятельность органов МСУ при решении вопросов местного значения

В гл 8 закрепляется судебная защита прав на местное самоуправление, в том числе компенсация расходов, понесенных органами местного самоуправления в результате принятия решений ОГВ, которые вправе делегировать свои полномочия органам МСУ с последующим контролем и передачей финансовых и материальных ресурсов для их исполнения

Отсюда вытекает два вида публичной власти: государственная и муниципальная (принцип децентрализации, разграничение властей по вертикали)

5. Содержание местного самоуправления составляют вопросы местного значения (совокупность дел, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности сообществ жителей МО, решаемых ими самостоятельно)

Все эти признаки вытекают из положений Конституции и из закона 131.







Сейчас читают про: