Базовые экономические понятия
1. Потребности и блага.
2. Экономические ресурсы. Проблема выбора.
3. КПВ. Альтернативные издержки.
4. Экономические системы.
5. Субъекты рыночной экономики. Кругооборот благ и доходов.
6. Рынок: сущность, функции, типы.
Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение человеческих потребностей и поэтому включает в себя следующие компоненты: потребности, ресурсы, технологии, товары и услуги, их использование. Их взаимосвязь упрощенно представлена в виде блок-схемы:
Потребности
Ресурс
Технологии
Товары и услуги
Использование
Экономическая наука прежде всего изучает экономическиепотребности и способы их удовлетворения. Экономические потребности определяют с разных позиций:
Ø с точки зрения пессимиста, экономические потребности – это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом;
Ø с точки зрения оптимиста, экономические потребности – это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности человека.
|
|
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности. Соотношение между первичными и вторичными потребностями изменяется с развитием общества. Структура расходов домашних хозяйств по удовлетворению потребностей в России представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России (в % к итогу)*
Потребительские расходы - всего | |||||||
в том числе: | |||||||
на продукты питания и безалкогольные напитки | 37,7 | 36,0 | 33,2 | 31,6 | 28,4 | 29,1 | 30,5 |
алкогольные напитки, табачные изделия | 3,2 | 3,0 | 2,7 | 2,7 | 2,4 | 2,3 | 2,4 |
одежду и обувь | 12,6 | 11,6 | 10,7 | 10,9 | 10,4 | 10,4 | 10,4 |
жилищно-коммунальные услуги, топливо | 10,5 | 10,8 | 11,3 | 12,1 | 11,6 | 10,4 | 10,8 |
предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом | 7,3 | 6,9 | 7,2 | 7,3 | 7,3 | 7,5 | 7,0 |
здравоохранение | 2,2 | 2,4 | 2,5 | 3,0 | 3,1 | 2,9 | 3,1 |
транспорт | 9,2 | 10,2 | 12,2 | 12,5 | 16,6 | 15,5 | 13,4 |
связь | 2,4 | 2,9 | 3,7 | 4,0 | 3,8 | 3,7 | 3,8 |
организацию отдыха и культурные мероприятия | 6,0 | 6,3 | 7,1 | 6,4 | 6,4 | 7,7 | 7,3 |
образование | 1,3 | 1,7 | 1,8 | 2,0 | 1,8 | 1,6 | 1,5 |
гостиницы, кафе и рестораны | 3,1 | 3,5 | 2,9 | 2,6 | 3,0 | 3,0 | 3,4 |
другие товары и услуги | 4,5 | 4,7 | 4,7 | 4,9 | 5,2 | 5,9 | 6,4 |
*По данным Федеральной службы государственной статистики РФ https://www.gks.ru
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами, которые делятся на неэкономические (имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух)) и экономические блага (имеются в ограниченном количестве) (рис.2.1).
|
|
По источнику возникновения: · экономические · неэкономические |
По роли в потреблении: · товары 1-й необходимости · нормальные товары · товары роскоши |
По учету фактора времени: · настоящие · будущие |
По продолжительности использования: · долговременные · разового пользования |
По роли в воспроизводстве: · потребительские · производственные |
По количеству потребителей: · частные · общественные |
По характеру связи между собой: · взаимозаменяемые · взаимодополняемые · независящие |
По форме: · материальные (товары) · нематериальные (услуги) |
Рис. 2.1. Классификация благ
Каждый человек поставлен перед проблемой выбора вариантов, направлений и способов распределения редких благ в условиях конкурентной экономики.
С течением времени потребности имеют тенденцию к росту. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо вовлечь экономические ресурсы.