Связь звуков и букв.
Развитие фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие мимических мышц.
Массаж лица.
Общее расслабление.
Тише, тише, Зоя спит. А вот злой комар летит. | Дети сидят и изображают спящею ребенка. |
Зою будет он кусать, И не даст он Зое спать. | Произносят: зь, зь, зь. |
Мы прогоним комара, | Энергично машут руками. |
Потому что спать пора. | Снова «засыпают». |
2. Развитие общей моторики. «Чайник». | |
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. | Дети стоят, изогнув одну руки, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут. |
Я чай кипячу, клокочу и кричу: | Топают. |
— Эй люди, я с вами почайпить хочу! (Американская песенка) | Призывные движения пра- вой рукой. |
3. Развитие мелкой моторики. «Машина каша».
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу | Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке. |
Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту в большую ложку. В миску — курицам, цыплятам, И в корытце — поросятам. | Загибают по одному паль- чику на левой руке. |
Всю посуду заняла, | Разжимают кулачок. |
Все до крошки раздала. (Н. Нищева) | Сдувают «крошки» с ладошки. |
Все движения выполняются по массажным линиям
|
|
Перед тем как поесть кашу из большой миски, надо умываться. Умыва- емся водичкой: | Поглаживающие движения. |
намыливаем лицо, | Растирающие движения. |
смываем водичкой. | Поглаживающие движения. |
—легко сомкнуть веки;
—плотно сомкнуть веки;
—закрыть правый глаз, затем левый;
—подмигнуть.
Упражнения:
— для челюсти: вы выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет;
- для губ: поднять верхнюю губу вверх – видны верхние зубы (удержать под счет); опустить нижнюю губу - видны нижние зубы (удержать под счет);
- для языка: «лопаточка» - «иголочка»; упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Вдох через рот, выдох через нос (5 раз).
- Голосовые упражнения: произносить на одном
выдохе.
вдох | ауио__
ауио____
выдох ауио_______
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте,
1. Объявление темы. Игра «Что прибавилось?»
Прибавились: серп, зебра. Выделение начальных звуков. Эти звуки мы и будем сегодня учиться различать.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Сь, Зь хором, индивидуально, с подключением различных видов контроля.
Характеристика звуков.
Звук Сь - согласный, мягкий, глухой, свистящий.
Звук Зь - согласный, мягкий, звонкий, свистящий.
|
|
Подобрать слова, в которых звуки Сь, Зь находятся в начале слова.
Демонстрация букв 3, С. Дети указывают, в
каком домике живет звук Сь, а в каком звук Зь.
— Игра «Скажи наоборот».
Зь — сь зь — сь зя — ся ся — зя
Зи — си си — зи зе — се се — зе и т. д.
— Подбор слова к схеме:
к | с | к |
Зима
Логопед просит выложить это слово из букв разрезной азбуки, а затем заменить первый звук слова зима на звук Сь. Какое слово получилось? (Сима.) Что нужно сделать, чтобы получилось слово Сима! (Заменить букву 3 на букву С.) Дети выкладывают звуковую схему слова Сима.
— Логопед читает предложения.
Сима сидит на сене.
Зимой Зина кормит зимующих птиц.
Какой звук чаще всего слышится в первом предложении? (Сь.) А во втором? (Зь.)
—Анализ предложений. Составление графических схем.
—Скажи звонко!
Змея змеилась, Змея смеялась,
Смеясь, змеилась, Змеясь, смеялась. (И. Лопухина)
IV.Физкультминутка«Суп».
Выполнение движений по тексту.
Правой рукою чищу картошку.
Мелко нарежу лук и морковку.
В горсть соберу, накрошу очень ловко.
Теплой водой горстку риса помою.
Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукой возьму поварешку.
Перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою.
Плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит.
Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит. (И. Лопухина)
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стор оны речи.
— Составление разрезной картинки «чайник» и
называние его частей.
- Игра «Что из чего сделано?»
Горшочек из глины — глиняный горшочек. Ваза из керамики — керамическая.
Вилка из металла — металлическая. Стакан из стекла — стеклянный.
Бокал из хрусталя — хрустальный. Ложка из дерева — деревянная.
Тарелка из пластмассы — пластмассовая.Чашка из фарфора — фарфоровая.
VI.Итог занятия и оиенка деятельности детей.
Какие звуки мы сегодня научились различать? Чем
они отличаются друг от друга? Как назвать одним
словом: чайник, тарелка, кружка, кастрюля и т.д.
VII. Домашнее задание.
К занятию 27 (альбом 2, с. 8—9).
Занятие 28. Звуки С — 3
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить давать сравнительную характеристикузвуков С, 3;
—формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:
—развивать память;
—развивать фонематический слух и восприятие;
—учить детей координировать речь и движения;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
коррекционно-воспитательная:
— прививать детям навыки правильного поведения на кухне.
Оборудование: наборы для составления схем, раз-
резные азбуки, предметные картинки в названии
которых присутствуют звуки С, 3, картинки с изоб-
ражением посуды, тетради, карандаши.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто составит слова со звуками Сь, Зь (материал предыдущего занятия).
//. Развитие обшей, мелкой и артикиляиионной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.