Методические принципы физического воспитания. Методические принципы физического воспитания отражают общие закономерности в сфере физического воспитания

Методические принципы физического воспитания отражают общие закономерности в сфере физического воспитания. Принято выделять следующие принципы: сознательности, активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности.

Формирование сознательности и активности в процессе физического воспитания заключается в том, что педагог должен обучать студентов осмысленному отношению к занятиям физической культурой, формировать у них устойчивый интерес к этому виду человеческой деятельности. При этом необходимо на основе первоначальных, обычно социально не значимых мотивов, развить более глубокий смысл приобщения к ценностям физической культуры с точки зрения достижения физического совершенства, полноценного развития личности.

Сформированные целевые установки требуют преодоления определенных трудностей на пути к достижению цели, а это невозможно без проявления качества сознательности и активности. Следует отметить, что интересы, обеспечиваемые лишь внешней эмоциональной привлекательностью занятий, могут лишь служить начальным, но не постоянным источником активности на пути достижения основной цели. Для того, чтобы развить сознательность и активность студентов в процессе занятий, следует обучать их анализу, самоконтролю и самокорректировке при выполнении физических упражнений, содействовать развитию самостоятельности и инициативности.

Обеспечивая реализацию принципа наглядности в физическом воспитании, педагог должен использовать не только зрительную информацию о выполнении конкретного упражнения. Необходимо использовать все органы чувств, которые могут сформировать у студента целостное представление о параметрах двигательного действия. Поэтому важную роль в этом процессе играют воздействия на различные сенсорные системы, причем не только внешние (зрительная, слуховая, тактильная), но и внутренние (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторы вестибулярного аппарата).

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развивает интерес к занятиям, обеспечивает понимание и усвоение заданий, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

При занятиях физическими упражнениями предусматривается активная деятельность различных систем организма. Однако при чрезмерных физических нагрузках могут возникать условия, при которых физические упражнения вместо оздоровительного воздействия вызывают угнетение функций организма. В связи с этим в процессе физического воспитания важное значение имеет соблюдение принципа доступности.

Доступность физических упражнений определяется, с одной стороны, уровнем физической и функциональной подготовленности занимающихся, а с другой - координационными способностями, интенсивностью и длительностью выполнения упражнения. Вместе с тем, доступность упражнений или нагрузок не означает полное отсутствие трудности при их выполнении. Они должны быть посильны при определенной мобилизации физических сил занимающихся, не приносящих вред его здоровью. Мера доступности постоянно изменяется в зависимости от степени технической, физической и функциональной подготовленности студента. Принцип доступности тесно взаимосвязан с принципом индивидуализации, который предполагает индивидуальный подход к занимающимся. Это обусловлено тем, что при групповых занятиях следует помнить, что в группе, однородной по возрасту, занимаются люди с разным функциональным и физическим развитием, различным уровнем двигательной подготовленности. Поэтому и необходим дифференцированный подход к каждому занимающемуся.

Прогресс в любом виде человеческой деятельности возможен лишь в том случае, если он будет систематичен. Систематичность является необходимым условием занятий физическими упражнениями. Только в этом случае возможно расширение базы двигательных действий, повышение функ­циональных возможностей организма, физической подготовленности, положительное влияние физических упражнений на состояние здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: