Основы обучения движениям. В основе обучения двигательным действиям или отдельным движениям лежит формирование новых условно-рефлекторных связей

В основе обучения двигательным действиям или отдельным движениям лежит формирование новых условно-рефлекторных связей. Обучение движению подразделяется на три этапа: ознакомительный, формирование двигательного умения, формирование двигательного навыка.

На первом этапе обучения, когда происходит ознакомление с новым двигательным действием, стоит задача обучения занимающегося основному механизму техники движения. При этом исключаются все элементы, усложняющие двигательное действие, применяются объяснения и демонстрация техники движения. Для этого можно использовать натуральный показ, демонстрацию наглядных пособий (схем, плакатов, диаграмм, приспособлений), ритмическую демонстрацию. При изучении движения используются:

- целостный метод разучивания, когда движение разучивается комплексно. Этот метод наиболее приемлем при разучивании не очень сложных в техническом отношении движений;

-метод разучивания пo частям. Этот метод применяется в практике реже, поскольку при его использовании требуется дополнительное обучение для целостного разучивания движений;

-метод разучивания с помощью подводящих упражнений заключается в изучении таких упражнений, которые подведут к более быстрому усвоению изучаемого упражнения на основе положительного переноса двигательных навыков.

На втором, этапе обучения происходит формирование двигательного умения. Поэтому после усвоения правильной техники движения необходимо многократное повторение с тем, чтобы закрепить его. В процессе второго этапа обучения осваиваются детали движения при их раздельном выполнении, а затем в целостном движении. Второй этап обучения заканчивается, когда занимающиеся усвоили основной механизм и детали техники в целостном движении при фиксации внимания на их выполнении.

Третий этап обучения направлен на формирование двигательного навыка. Задача этого этапа - добиться стабильного выполнения двигательного действия и возможности сознательно его варьировать. Формирование двигательного навыка происходит в процессе всей тренировочной деятельности спортсмена. Наряду с совершенствованием техники движений в обычных условиях применяют и нестандартные (усложненные) условия, а также развивают те физические качества или мышечные группы, которые способствуют выполнению двигательного действия.

Воспитание физических качеств. Сила человека проявляется в способности преодолевать или противодействовать внешнему сопротивлению посредством мышечных напряжений. При развитии силы утолщаются и образуются новые мышечные волокна. Для развития силы применяют различные методы.

При использовании метода максимальных усилий выполняют упражнения с отягощениями до 90% от максимально возможного для каждого конкретного человека. За одно занятие выполняется 3-5 серий по 1-3 повторений с отдыхом между сериями до 4-8 минут.

При методе повторных усилий используются отягощения 30-70% от максимального. В одном занятии выполняют 3-6; серий по 4-12 повторений с отдыхом 2-4 минуты.

Метод динамических усилий предусматривает применение малых и средних отягощений (до 30% от возможного). Выполняются 3-6 серий по 15- 25 повторений в максимально быстром темпе с отдыхом 2-4 минуты.

Изометрический метод предусматривает статическое максимальное напряжение длительностью 4-6 секунд. Упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом 30-60 секунд.

Быстрота движений проявляется в способности выполнять движения в оптимальный период времени. Она зависит от способности нервных центров переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Элементарные формы быстроты зависят от времени двигательной реакции, времени одиночного движения и от частоты движений в единицу времени.

Средствами развития быстроты являются соревновательные специальные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, скоростно-силовые упражнения, подвижные и спортивные игры. При этом используется метод повторного выполнения упражнений в максимально быст­ром темпе в облегченных условиях, а также повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в затрудненных условиях. Длительность выполнения упражнений небольшая.


Выносливость - это способность организма преодолевать наступающее утомление. Выносливость определяется свойствами центральной нервной системы и энергетическим обменом в организме. Локальной, региональной и глобальной мышечной деятельности соответствуют определенные виды утомления и выносливости. Выносливость зависит от органов, лимитирующих и обеспечивающих доставку тканям кислорода и питательных веществ (сердце, печень, мышцы).


При дозировке нагрузки для совершенствования выносливости и равномерной мышечной работе выделяют три зоны интенсивности нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Первая тренировочная зона (130-150 уд/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов. Во второй трениро- вочной зоне (150-180 уд/мин) активизируются аэробные механизмы энергообеспечения. В третьей, подкритической зоне (более 180 уд/мин), совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения.

Ловкость - многогранное качество. Ее показателем считают способность рационально расслаблять мышцы, сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и статических позах, умение "чувствовать" время и ориентироваться в пространстве.

При совершенствовании ловкости развивают способность освоения все более сложных в координационном отношении двигательных действий; совершенствуют способности быстрого перестроения двигательных действий; повышают точность воспроизведения двигательных действий.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Проявление степени гибкости зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, возраста, разминки, внешней температуры и т.п. Для совершенствования гибкости применяют упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий, суставных связок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: