Концепция формирования конкурентоспособности региона

Трансформационные процессы в России обозначили ряд об­щих проблем регионального развития. Среди них особое место занимают формирование конкурентоспособности регионов, обес­печение условий этого процесса с учетом своеобразия региональ­ных отношений и общих закономерностей национального разви­тия. Опыт проведения рыночных реформ выявил границы такого формирования конкурентоспособности и своеобразие условий этого процесса.

Во-первых, при формировании конкурентоспособ­ности нередко гипертрофируется «региональное самомнение» по­литических элит, что не позволяет уделять должного внимания действительно созданию конкурентоспособности, способствует псевдоразвитию таких потенциалов.

Во-вторых, возникновение новых структур и институтов в регионе не соответствует целям на­ционального и даже регионального развития. Конкурентоспособ­ность региона формируется одновременно с воспроизведением различных пороков бюрократии, в том числе коррупции. Иначе творя, происходит корректировка целей формирования конку­рентоспособности региона на степень коррумпированности институтов власти региона. Поэтому никаких гарантий рациональности институционального оформления конкурентоспособности региона нет и не может быть в современных условиях. В связи с этим современное формирование конкурентоспособности региона в России и других странах с переходной экономикой весьма отни­мется от подобных процессов в развитых странах.

В-третьих, конкурентоспособность региона в отечественной экономике форми­руется в ситуации сильно развитой криминализации всех социаль­но экономических процессов.

Названные факторы ограничивают возможность развития рас­сматриваемых процессов. Однако конкурентоспособность в реги­онах все-таки формируется, поэтому важно знать условия такого формирования в переходный период.

В экономической литературе данная проблема рассматривается на основе классификации регионов страны по уровню их эконо­мического развития. Авторы выделяют различные признаки такой классификации. Так, М.И. Муратова считает, что можно ранжи­ровать конкурентоспособность регионов исходя не из одного ка­кого-то показателя, а применяя совокупную оценку, используя многомерные группировки.

Регионы России разделены на шесть однородных групп (кластеров) — по состоянию экономики регионов на 1997г.:

Ø 1-й КЛАСТЕР — благополучные регионы: Москва, Тюменская об­ласть, Санкт-Петербург, Республика Якутия (Саха);

Ø 2-ой КЛАСТЕР — регионы выше среднего уровня: Вологодская, Самарская, Кемеровская, Белгородская, Липецкая области, Рес­публика Татарстан, Пермская, Томская области, Красноярский край, Иркутская, Мурманская области, Республика Коми, Ярос­лавская область, Республика Башкортостан, Свердловская, Ом­ская, Магаданская области;

Ø 3-й КЛАСТЕР — регионы среднего уровня: Нижегородская об­ласть, Республика Карелия, Тульская. Курская области, Респуб­лика Хакасия, Чукотский автономный округ, Ульяновская, Нов­городская, Калужская области, Краснодарский край, Архангель­ская, Ленинградская, Московская, Воронежская, Оренбургская, Челябинская, Орловская области, Ставропольский край, Новоси­бирская область, Приморский край, Рязанская, Смоленская, Ки­ровская, Ростовская, Сахалинская области;

Ø 4-й КЛАСТЕР — регионы ниже среднего уровня: Тверская об­ласть, Чувашская Республика, Хабаровский край, Владимирская, Костромская, Тамбовская, Астраханская, Волгоградская, Кали­нинградская, Саратовская области, Алтайский край, Амурская, Брянская области, Удмуртская Республика, Курганская, Псков­ская области, республики Марий Эл, Адыгея, Алтай, Бурятия;

Ø 5-й КЛАСТЕР — неблагополучные регионы: Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Читинская область, Республика Мордовия, Ивановская область, Республика Северная Осе­тия, Еврейская автономная область, Республика Тыва;

Ø 6-й КЛАСТЕР — крайне неблагополучные регионы: республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Дагестан, Ингушетия.

Однако не всегда можно по значению факторных признаков четко выделить эти шесть кластеров. Поэтому более достоверным будет, если всю совокупность регионов Российской Федерации условно разделить на четыре группы:

1) группа с относительно вы­соким уровнем конкурентоспособности (регионы, входящие по классификации М.И. Муратовой в 1-й и 2-й кластеры);

2) группа со средним уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесен­ные к 3-му кластеру);

3) группа с конкурентоспособностью ниже среднего уровня (регионы, отнесенные к 4-му и 5-му кластерам);

4) группа с низким уровнем конкурентоспособности (регионы, от­несенные к 6-му кластеру).

Другие экономисты (например, Ф.Н. Клоцвог и И.А. Кушникова) считают, что конкурентоспособность региона можно оце­нить по величине ресурсного потенциала. По их мнению, под ве­личиной ресурсного потенциала региона понимается такая вели­чина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффек­тивности использования соответствующих ресурсов. За 1996— 2000 гг. уровень использования ресурсного потенциала в среднем по России повысился на 2,6% по сравнению с 1991 — 1995 гг. (табл. 3.3.2). Однако использование ресурсного потенциала не может быть основой для оценки конкурентоспособности региона, так как конкурентоспособность сама отражает процессы ее реализа­ции, т.е. реальные экономические процессы.

Определенное представление о конкурентоспособности региона дает динамика промышленного производства. При этом анализе территориальных особенностей динамики промышленном) производства характеризуется:

  • темпами роста (падения) объемов производства в сопоставимых ценах за рассматриваемые периоды (для периода 1991 —1995 гг. — глубиной спада производства, для 1996 2000 гг. — некоторым приростом производства);

§ характером изменений в объеме производства (т.е. направ­лением спада производства и степенью его устойчивости). Для оценки глубины спада промышленного производства ис­пользовался индекс физического объема промышленной продук­ции (ИФОПП), т.е. объем производства продукции в сопостави­мых ценах, приведенный к сопоставимой ассортиментной струк­туре производства. Чем выше значение ИФОПП того или иного периода по отношению к базовому, тем меньше спад производ­ства, и наоборот.

Конкурентоспособность регионов в России в настоящее вре­мя формируется под воздействием противоречивых условий, ока­зывающих как позитивное, так и негативное влияние на это фор­мирование. Поэтому условия формирования конкурентоспособ­ности региона разделяются на две большие группы: 1) позитивно влияющие; 2) негативно влияющие (рис. 3.1).

К условиям, позитивно влияющим на формирование конкурен­тоспособности, относятся рост промышленного, сельскохозяй­ственного и других видов производства; приток инвестиций в от­расли реальной экономики региона; уровень развития и освоения технологического прогресса в регионе и степень соответствия это­му прогрессу структуры отраслей и предприятий; организация региональной экономики и степень управляемости ею; внутрен­ний спрос на собственную продукцию региона; внешний спрос на продукцию региона.

К условиям, негативно влияющим на формирование конкурен­тоспособности региона, относятся засилие недобросовестной кон­куренции в регионе, что ведет к отрицательному восприятию ре­гиона как такового в любых хозяйственных отношениях; издержки приватизации и либерализации цен, сказывающиеся на формировании конкурентоспособности региона (так как те отрас­ли и предприятия, которые могли бы составить основу конкурентоспособности данного региона, в условиях проведенной приватизации и либерализации цен утратили такую способность); вы­сокий уровень криминализации регионального хозяйствования, который резко снижает привлекательность региона, поскольку определяет негативное отношение к нему других регионов, ведет к невозможности формирования конкурентоспособности региона но отношению к другим, так как не позволяет проявляться усло­виям, влияющим позитивно на формирование конкурентоспособ­ности региона.

На формирование конкурентоспособности региона мог бы называть влияние дешевый труд. Однако это условие значимо для экономики страны в целом. Регионы же России находятся все одинаковом положении: труд в каждом из регионов недопустимо дешев. Лишь Москва составляет исключение. Но этот регион в данном случае и не рассматривается, поскольку уникальные условия существования Москвы несопоставимы с другими региона­ми. Определенное значение имеет развитие «человеческого капи­тала» в регионе. Но и это не определяет современную конкурентоспособность определенного региона. Важнее обратить внимание на степень развитости в регионе интеллектуальной собственности. Но данная позиция является не условием формирования конкурентоспособности регионов, а относится к факторам реальной конкуренции между ними. Для конкурентоспособности же региона большее значение имеет организационное условие.

Весьма неоднозначна роль обострения конкуренции между регионами, которое отмечают некоторые авторы. На самом деле между регионами нет и не может быть обострения конкуренции, так как сохраняется значительная часть дотационных регионов, что подрывает конкуренцию. Реально же осуществляется неко­торое обострение конкуренции властных элит. Поэтому следует стремиться выявить условия формирования конкурентоспособно­сти регионов и лишь в дальнейшем аргументировать реализацию последней в конкурентной борьбе, осуществляющейся в стране.

Общим фоном формирования конкурентоспособности регио­нов является состояние экономики в целом. За 1991 — 1998 гг. во всех отраслях народного хозяйства происходило снижение объемов производства и ВНП России в целом (табл. 3.3.3). Так, валовой национальный продукт (ВНП) за 1991 — 1999 гг. по отношению к 1990 г. имел устойчивую тенденцию снижения и достиг миниму­ма в 1998 г. — году дефолта, затем эта тенденция изменилась на противоположную. Объемы промышленной и сельскохозяйствен­ной продукции имели за этот период аналогичную динамику. Однако по рассматриваемым показателям Россия даже в 2002 г. не достигла уровня 1990 г.

Для формирования конкурентоспособности большое значение имеет отраслевая структура валового регионального продукта (ВРП). Анализ структуры ВРП России за 1997—2002 гг. показы­вает, что происходит ее медленное изменение (табл. 3.3.4). Про­изводство товаров в общем объеме ВРП возросло с 44,1% в 1997 г. до 47,6% в 2000 г. и до 48,5% в 2002 г., а доля производства услуг снизилась с 47,7% в 1997 г. до 45,0% в 2000 г. и до 43,0% в 2002 г., т.е. изменения происходят в пользу реального производства, что, конечно, несколько изменяет конкурентоспособность регионов.

Важнейшим условием формирования конкурентоспособности региона является рост производительности, обусловленный применением новых технологий, прогрессивной техники, повышени­ем квалификации работников и т.д. Современный расчет произ­водительности предусматривает, что она представляет собой сумму выхода продукции на единицу вводимых фондов производства, что общепризнано в мировой хозяйственной практике и экономи­ческой теории. Анализ показывает, что эта позиция перестала учитываться при формировании конкурентоспособности регионов. Достаточно сказать, что статистика вообще не отражает этого по­казателя уже много лет. Экспертные оценки производительности основываются на далеко не достоверных данных. Поэтому нельзя, опираясь на статистические данные, показать, как производитель­ность воздействует на формирование конкурентоспособности региона. Однако отсутствие статистических данных не означает, что производительность в регионах не меняется. Поэтому следует ис­пользовать экспертные оценки, косвенные характеристики дина­мики производительности.

В зарубежных странах проводится государственная политика обеспечения повышения производительности, поскольку без такой политики невозможно обеспечить конкурентоспособность страны и регионов в отдельности. В каждой европейской стране создана сеть региональных центров производительности, где ком­пании, организации могут получить консультации по обеспечению роста производительности, обучению и пр. В 1999 г. Европейская ассоциация национальных центров производительности (ЕАНЦП) (работала меморандум «Производительность, нововведения, качество трудовой жизни и занятость», в котором усилено внима­ние к социальному аспекту проблемы, поскольку производитель­ность не может расти только на технической и технологической основе. В настоящее время многие управленцы сходятся во мне­нии, что рост производительности чуть ли не тождествен сниже­нию издержек на рабочую силу. На самом деле это дает только сиюминутные результаты. Длительный же результат (а только он может быть признан как рост конкурентоспособности) достига­лся превалированием производства над потреблением, т.е. в регионе должно производиться больше, чем потребляться. Именно такой критериальный подход является основным при определении уровня конкурентоспособности региона. Иначе говоря, акцент при формиовании конкурентоспособности региона должен в России переместиться со снижения издержек на рабочую силу на созда­ние ценности этой рабочей силой. При отсутствии роста качества жизни населения региона, страны не может даже речи идти об увеличении их конкурентоспособности. Поэтому именно качество жизни, зависящее от производительности, является условием фор­мирования конкурентоспособности региона.

Еще одно условие формирования конкурентоспособности ре­гиона — социальная напряженность в данном регионе. Хотя это является не экономическим, а социальным условием, оно прояв­ляется в экономических процессах и результатах, непосредствен­но воздействует на степень развития конкурентоспособности. Дело в том, что чрезмерное увлечение ростом производительности на фирмах, не имеющее адекватной отдачи в повышении качества трудовой жизни, ведет к увеличению интенсивности труда, уси­лению сокращения работающих на этих фирмах, вытесняемых автоматизацией. Происходят социальные потрясения в виде заба­стовок, что неизменно вызывает снижение производительности.

Свойство производительности — наличие определенных затрат на ее поддержание — означает постоянное внимание властных струк­тур региона к ее поддержанию и к тому, чтобы производительность росла адекватно улучшению качества трудовой жизни. Поскольку производительность является характеристикой долговременных процессов в экономике, создание программ ее увеличения и со­отношение производительности и прибыльности косвенно могут дать представление об этом условии формирования конкуренто­способности региона.

Современная концепция формирования конкурентоспособно­сти региона может существовать только как комплексное исполь­зование всех возможностей и условий такого формирования. Как управленческая система формирование конкурентоспособности представляет собой систему, на входе которой находится вся со­вокупность факторов существования региона как такового производства, социальной сферы, всех ресурсов — затрат труда, при­родных, организационных, инфраструктурных и др.). Среди со­циально-организационных факторов формирования конкуренто­способности региона необходимо особо выделить не просто созда­ние условий нормальной жизнедеятельности людей в регионе, но и особые условия — расширение ответственности исполнителей на своих рабочих местах, адекватность качества рабочих мест и ка­чества рабочей силы и т.д. Другими словами, формирование кон­курентоспособности региона невозможно без соблюдения такого ус­ловия, как ориентация применения всех факторов этого процесса не на краткосрочную, а на долгосрочную перспективу, что нельзя сде­лать без соответствующего управления.

При этом в понятие «конкурентоспособность региона» непре­менно включаются не только обороты ресурсов, объемы прибы­ли, но и реализация социальных нормативов, создание социальных преимуществ, преимуществ жизнеобеспечения в данном регионе.

Ранее уже были рассмотрены такие условия формирования конкурентоспособности региона, как нововведения, техника, тех­нология. Нельзя отрицать, что нововведения обусловливаются конкуренцией, но сейчас важны такие условия, когда нововведе­ния обеспечивают рост конкурентоспособности региона. При этом речь идет о взаимодействии нововведений в самых различных от­раслях экономики региона. Только такое взаимодействие и син­хронное осуществление нововведений, обеспечивающих общий рост производительности и технико-технологического обеспече­ния регионального хозяйства, создают благоприятные условия повышения конкурентоспособности региона. Нововведения дол­жны планироваться как единый процесс региона.

Пока такого нет ни в одном регионе страны. Это усугубляется гипертрофированной самостоятельностью фирм на основе частной собственности, которая в России до настоящего времени понималась как вседозволенность экономических действий собственника. После­дний весьма неохотно выполняет регулирующие мероприятия государ­ства и властей региона.

На самом же деле только регулирование в виде планирования нововведений по фирмам и отраслям регионального хозяйства способно наращивать конкурентоспособность региона. В против­ном случае происходит взаимное погашение позитивных эффек­тов нововведений в различных отраслях экономики и на фирмах в силу несинхронного осуществления этих нововведений, в резуль­тате чего теряется позитивный эффект их внедрения.

Однако несинхронное обучение современным управленческим знаниям, сосуществование этих знаний разного уровня не могут не сказаться отрицательно на общем уровне субъективного фак­тора конкурентоспособности региона. Другими словами, нельзя ожидать большого эффекта от такого обучения. Это связано еще и с тем, что применение этих знаний на уровне региона противо­речит слабому современному информационному обеспечению хо­зяйствования в регионе и по отдельным отраслям этого хозяйство­вания. Однако даже несистемное обучение может дать некоторый позитивный эффект в формировании конкурентоспособности ре­гиона. Потенциал нововведений высок в тех регионах, где силь­но развито информационное обеспечение хозяйствования.

Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор, т.е. скорость осуществления нововведений, скорость обеспечения роста производительности. Эта скорость вы­ражается в том, как быстро появятся новые товары, соответству­ющие новым потребностям, как быстро они поступят на рынок и как быстро впишутся в рыночные процессы. Поэтому региональ­ное хозяйствование должно обеспечивать доступность нововведе­ний всех видов хозяйствующим субъектам на равных условиях. Здесь весьма условно применение понятия «коммерческая тайна». 1-е усиленное использование лишь снижает, а не наращивает кон­курентоспособность региона.

Конкурентоспособность региона формируется на разных уров­нях: на уровне потенциала и ресурсов, входящих в регион; на уров­не хозяйствования региона; на уровне управления региональны­ми процессами не только в экономике, но и в социальной сфере. Особое значение для формирования конкурентоспособности региона в современных условиях имеет проектирование труда в региональном хозяйствовании. Речь идет об организационных характеристиках размещения трудовых процессов, их оснащения, обес­печения охраны труда, взаимосвязи различных трудовых процессов с внешней средой и о включении этих процессов в рыночные отношения, во все виды инфраструктуры региона. Пока такое проектирование осуществляется только на уровне фирмы, но почти никак не проводится в регионе, поэтому не может позитивно влиять на усиление его конкурентоспособности. Фирмы устроили свои организационные характеристики, произвели реструктуризацию, что не могло не сказаться отрицательно не только на проектировании внутри фирмы, но и на взаимодействии различных форм такого проектирования в регионе (при этом речь и дет о развитии всей инфраструктуры проектирования труда). Региональная конкурентоспособность может наращиваться только в том случае, когда усиливается связь между условиями труда и жизни, между квалификацией и использованием вещественных и интеллектуальных потенциалов региона. Конкурентоспособность per иона не может нормально формироваться, если не будут обеспечены эффективное обучение с отрывом от производства и эф­фективная практика обученных.

В настоящее время такое усло­вие формирования конкурентоспособности региона в лучшем слу­чае применяется в весьма урезанном виде, поскольку материальное обеспечение обучающихся настолько мало, что они не могут по­чинить себе обучение с отрывом от производства. Это, конечно, значительно снижает эффект рассматриваемого условия формирования конкурентоспособности региона в рассматриваемый пе­риод времени. Значит, временная характеристика формирования конкурентоспособности соотносится и с необходимостью как про­ектирования труда во времени и в пространстве, так и создания возможности осуществления такого проектирования.

Ориентируясь на долговременную перспективу, конкуренто­способность региона означает кроме рассмотренных факторов еще и поддержание здоровья работников и всего населения данного региона. При этом роль медицинского страхования настолько мала, что его нельзя рассматривать как условие формирования конкурентоспособности региона. Поддержание здоровья населе­ния и работников как фактора конкурентоспособности происхо­дит вопреки реальным условиям медицинского обслуживания большинства населения.

На уровне управления хозяйствованием региона формирова­ние конкурентоспособности осуществляется путем развития соци­ального партнерства, создания условий защиты населения от со­циальных катастроф и пр. Развитие сотрудничества в регионе не позволяет реализоваться национальной розни, противостоянию социальных категорий и т.д. Это условие формирования конку­рентоспособности региона почти не реализуется. С большими уси­лиями в ряде регионов сохраняется социальное согласие, но и оно не позволяет в должной степени формировать в регионе конку­рентоспособность.

В осуществлении реальной конкурентной борьбы регионов значительную роль играют затраты. Ранее уже говорилось о за­тратах, необходимых для обеспечения роста производительности труда. Но буквально все условия, создающие конкурентоспособ­ность региона, требуют определенных затрат. Поэтому затраты на создание товара, услуг, их эксплуатацию, на сохранение и умно­жение всех видов потенциалов регионального бытия являются не­обходимым условием конкурентоспособности региона. Эти затра­ты постоянно меняются, они нередко неадекватны результатам, которые обеспечиваются этими затратами. Но все-таки их нужно учитывать, формируя конкурентоспособность. Производитель­ность и качество не могут быть отделены друг от друга по всем параметрам конкурентоспособности. И затраты как на произво­дительность, так и на качество не только производства, но и рас­пределения, обмена и потребления важны для созидательной ра­боты всего региона по конкурентоспособности и реальной конку­ренции. Иначе говоря, затраты являются условием не только формирования конкурентоспособности региона, но и осуществления реальной конкуренции между регионами, поскольку кон­курентоспособность может быть высокой, а конкурентная борьба регионов даст отрицательный результат, если не будут учтены все реальные способы конкурентной борьбы, ее условия и факторы. При этом внешне условия и способы формирования конкуренто­способности и действия конкуренции могут быть сходными, но давать совершенно различные результаты в зависимости оттого, на что направлены, — на наращивание конкурентного потенциа­ла или на реализацию этого конкурентного потенциала в ходе реальной конкурентной борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: