Понятие маржинального дохода, суммы и ставки покрытия.
Пример 2.
Пример 1.
Постоянные расходы торговой организации составляют в месяц 210000 руб. Переменные расходы на 1 ед. товара составляют 6300 руб. Цена реализации одной единицы 7000 руб., текущий объем реализации 350 штук.
Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение:
7000Х – 6300Х – 210000 = 0
Отсюда точка безубыточности равна:
Х = 210000: (7000 - 6300) =>
Х = 300 шт.
В экономической литературе точка безубыточности чаще всего приводится в следующем виде:
Х = Rfix/ (p - rv), где
Х – объем производства, Rfix – постоянные издержки, p – цена единицы продукции, rv – переменные издержки на единицу продукции.
С помощью данной формулы можно определить минимальную цену реализации, а также максимально возможный в условиях безубыточности уровень переменных или постоянных затрат.
Следует иметь в виду, что данная формула применяется лишь в тех организациях, где реализуется однородная продукция.
При многопродуктовом производстве формула меняется:
|
|
Х = Rfix/1- ∑(rvj/ pj* kj), где
k – удельный вес вида продукта в общем объеме производства;
j – вид продукта, принимаемый в диапазоне (1... n).
Требуется найти точку безубыточности для организации со следующими экономическими характеристиками:
Вид продукта | Цена, руб. | Переменные издержки на ед., руб. | Удельный вес в общем объеме, % |
А | |||
Б | |||
В |
Постоянные расходы за отчетный период составляют 140000 руб.
Х = 140000/ [1 – (6/10*0,5 + 3/4*0,4 + 8/16*0,1)] = 140000/0,35 = 400 тыс. руб.
Процесс исчисления финансовых результатов (прибыли или убытка) в системе финансового учета отображается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Данная форма не предусматривает возможности определения финансового результата с помощью постоянных и переменных затрат, так как бухгалтера используют другой классификационный признак, по которому все затраты делятся на прямые и косвенные.
Показатель | За отчетный период |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС и акцизов) | |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | |
3. Валовая прибыль (п.1 – п.2) | |
4. Коммерческие расходы (сч. 44) | |
5. Управленческие расходы (сч.26) | |
6. Прибыль (убыток) от продаж (п.3 – п.4 – п.5) |
Деление затрат на постоянные и переменные подтолкнуло ученых к разработке нового подхода к исчислению финансовых результатов и их отображению в управленческой отчетности. Новый подход был основан на сопоставлении выручки от продаж и величины переменных расходов. Результат этого сопоставления получил название маржинального дохода, который в идеале должен покрыть все постоянные расходы организации и плюс к этому обеспечить прибыль от реализации товаров, продукции, работ и услуг. В экономической литературе показатель маржинального дохода еще называют суммой покрытия.
|
|