Резюме
Основные разделы бизнес-плана
Общие положения
В настоящее время необходимо использование всех имеющихся резервов для того, чтобы субъекты хозяйствования смогли вести эффективное производство. Предпринимательская деятельность и последующая разработка бизнес-плана должна начинаться с новой интересной идеи, без которой бизнес становится невозможным. При поиске новой идеи учитывается состояние рынка, достижения науки и техники, неосознанный и неудовлетворенный спрос и т.д. После анализа потенциальной и реальной ценности идеи и оценки риска разрабатывается бизнес-план проекта.
Разработка и реализация инвестицинного проекта – от первоначальной идеи до завершения проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из 4-х стадий:
· прединвестиционной,
· инвестиционной,
· эксплуатационной,
· ликвидационной.
Прединвестиционная стадия включает следующие виды деятельности: исследование рынков сбыта готовой продукции и их сегментов; проработка возможных поставщиков оборудования, технологий, сырья, материалов; подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов проекта; определение схемы финансирования проекта и поиск инвесторов.
Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение оборудования и ввод проектируемого оборудования в эксплуатацию.
Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта проекта, выполнение работ по модернизации, расширению, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению объекта, замену оборудования.
На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервации объекта.
Бизнес-планы разрабатываются на базе «Рекомендаций по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» утвержденных 31.03.1999 Министерством экономики РБ.
Бизнес-план инвестиционного проекта (далее бизнес-план) разрабатывается для обоснования:
¨ текущего и перспективного развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
¨ возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
¨ предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
¨ целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:
1. «Резюме»;
2. «Характеристика предприятия и стратегия его развития»;
3. «Описание продукции (услуги)»;
4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;
5. «Производственный план»;
6. «Организационный план»;
7. «План реализации проекта»;
8. «Инвестиционный план»;
9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;
10. «Показатели эффективности проекта»;
11. «Юридический план»;
12. «Информация о разработчике бизнес-плана».
Ориентировочный объем бизнес-плана (без приложений):
· около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500000 USD,
· до 80 страниц - при стоимости проекта более 500000 USD.
Этот раздел бизнес-плана является одним из самых важных, так как может вызвать интерес у потенциального инвестора или кредитора.
Резюме – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
· краткое описание целей бизнеса;
· особенности предлагаемых товаров (работ, услуг), краткое описание того, что делает продукцию (услугу) уникальной и (или) конкурентоспособной на рынке;
· стратегии и тактика достижения поставленных целей;
· описание потребностей в финансах с указанием сроков и объемов требуемого финансирования;
· прогноз спроса, объемы продаж товаров (работ, услуг);
· планируемая себестоимость продукции;
· результаты реализации проекта: прогнозируемый доход, срок окупаемости проекта, начало поступления прибыли;
· основные факторы успеха – описание способов действий и мероприятий.
Данный раздел разрабатывается в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам.
В данном разделе дается описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.
Описание отрасли – анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
· ее сырьевой базы;
· сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;
· потенциальных клиентов и их возможностей;
· региональной структуры производства;
· основных фондов и их структуры;
· инвестиционных условий.
При описании предприятия отражается полный перечень сведений о нем. При этом необходимо рассмотреть следующие вопросы:
· полное и сокращенное наименование предприятия и его реквизиты: местоположение, юридический адрес, орган управления;
· история создания;
· организационно-правовая форма и учредители;
· организационная структура предприятия;
· специализация предприятия;
· основные направления и цели деятельности предприятия;
· основные достижения и неудачи в деятельности предприятия;
· характеристика имеющихся основных фондов и технологий;
· выпускаемая продукция: виды и области применения;
· основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (за 3 последних года): показатели производства и реализации основных видов продукции, бухгалтерский баланс и его анализ, результаты хозяйственной деятельности и т.д.
При описании стратегии развития предприятия раскрываются следующие вопросы:
· главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и т.д.);
· актуальность и новизна предлагаемого проекта;
· стадии проработки основных этапов проекта (разработка рабочей документации, проведение НИОКР, сертификация продукции, наличие инвесторов и др.).
· конкретные мероприятия по достижению заданных целей;
· обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, прибыль, продажа основных фондов, акций и т.д.), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации.