Введенное понятие системы предпочтений основывается на том, что ЛПР может выразить свое отношение к тому или иному элементу путем попарного их сравнения с указанием более предпочтительного объекта в каждой паре или указанием о том, что объекты равноценны. Иногда допускается делать вывод по результатам контрольных предъявлений, что элементы несравнимы между собой. Это означает, что ЛПР не считает, что первый предпочтительнее второго, или что второй предпочтительнее первого, или что они равноценны. Подобная ситуация возникает тогда, когда элементы похожи друг на друга и при одном предъявлении ЛПР указывает на предпочтительность одного при некотором другом предъявлении — второго, а в некоторых случаях указывает, что они равноценны. Этот способ выражения предпочтения самый простой, так как элементы сравниваются лишь в парах без учета отношения ЛПР к другим элементам. Этот способ выражения предпочтений называется попарным сравнением и относится к широкому классу способов, определенному как элементарные суждения.
Результаты попарного сравнения часто представляют в виде матрицы попарных сравнений. В этом случае выбирается некоторая шкала (в общем случае множество символов), например, со значениями: 1 — отражает факт предпочтительности; 0,5 — факт равноценности; 0 — факт непредпочтительности; * — факт несравнимости элементов; на пересечении соответствующих строк и столбцов матрицы, составленной из элементов, ставится тот или иной символ. Кроме попарного сравнения для выражения предпочтений могут быть использованы другие формы элементарных суждений. Рассмотрим их в порядке возрастания сложности получения информации от ЛПР.
Сортировка. ЛПР предъявляется исходное множество элементов, которое оно должно разделить на некоторое количество классов.
Пример 2.2. Рассматривая проблему повышения рентабельности предприятия, ЛПР может разделить общую цель на следующие классы подцелей, различающиеся очередностью их достижения. Оно может выделить следующие классы: «обязательные» цели (без их достижения невозможно решение проблемы, и они должны решаться в первую очередь; к ним относятся указанные в примере задача повышения покупательной способности, задача снижения себестоимости, сокращение затрат на решение проблемы); «желательные» цели (например, дополнительное создание резервных фондов материального стимулирования и перспективного развития производственной базы); «возможные» цели (например, повышение качества продукции до уровня мировых стандартов, завоевание престижа предприятием) и др.
В этом случае ЛПР осуществляет не просто попарное сравнение элементов безотносительно ко всем остальным, а выделяет классы, как бы охватывая всю совокупность элементов. Поэтому сортировка требует от ЛПР большей подготовленности, чем просто попарное сравнение.
Ранжирование. Это способ выражения предпочтения путем представления элементов в виде последовательности в соответствии с возрастанием или убыванием их предпочтительности. Различают строгое и нестрогое ранжирование. В первом случае не допускается указывать на равноценность некоторых рядом поставленных элементов. Ранжирование часто представляют как приписывание элементам оценок в ранговой шкале. При этом допускается как прямое ранжирование (когда более предпочтительному элементу приписывается меньшее значение оценки), так и обратное ранжирование (более предпочтительным является элемент с более высокой оценкой). В последнем случае часто рангом элемента считают номер его места, которое он занимает в ранжированном ряду при обратной нумерации мест (при этом полагается, что равноценные объекты находятся на одном и том же месте). Например, места в социалистическом соревновании имеют прямую ранжировку, а классификатор профессий (разрядная сетка) — обратную ранжировку.
Элементарные суждения в виде результатов попарного сравнения, сортировки и ранжирования выражаются всегда в качественных шкалах. Это определяет вид допустимых над ними математических преобразований, приводящих к осмысленным выводам.
Промежуточную шкалу между качественной и количественной имеют элементарные суждения, выраженные в балльных оценках. Каждому элементу из множества предъявленных ЛПР ставит в соответствие число (балл), характеризующее его субъективное мнение о предпочтительности объектов. Указанные числа (балльные оценки) выбираются из специальной балльной шкалы. Обычно значения (градации) балльной шкалы представляют собой ряд чисел, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии. Чаще всего берут первые натуральные числа (1, 2, 3...), но иногда и действительные в том случае, когда шкала имеет большое число градаций при сравнительно узком диапазоне изменения баллов (например, при диапазоне шкалы от 1 до 5 допускаются оценки типа 4,85). Оценивание в балльной шкале проводится тогда, когда предпочтительность элемента устанавливается по правилам, не допускающим двойного толкования.
Попарное выражение предпочтения как доли суммарной интенсивности. Этот способ сходен со способом попарного сравнения и отличается от него тем, что ЛПР должен указать, какой из двух элементов является более предпочтительным, а также как суммарная интенсивность предпочтения, приходящаяся на оба рассматриваемых элемента, распределяется между ними. Обычно мера суммарной интенсивности предпочтения, приходящаяся на сравниваемые элементы, принимается равной 1. Например, ЛПР может указать, что покупательная способность продукции составляет 0,75, а уровень себестоимости — 0,25 при сравнении их по вкладу в уровень рентабельности предприятия, то есть целевой эффект.
Попарное выражение предпочтения как доли относительной интенсивности. В отличие от предыдущего случая ЛПР должен указать — во сколько раз один элемент предпочтительнее другого. Так, в условиях рассматриваемого примера достижение цели по повышению покупательной способности в 3 раза предпочтительнее для ЛПР, чем достижение цели по снижению себестоимости (0,75: 0,25 = 3). Попарное выражение предпочтения как доли суммарной или относительной интенсивности требует использования шкал, близких к количественным. При выражении предпочтений коэффициентами важности ЛПР просят указать степень влияния изменения значения частного показателя эффективности на результат операции. Степень этого влияния должна измеряться коэффициентами важности, которые удовлетворяют требованиям неотрицательности и нормировки (сумма их равна единице). Коэффициент важности тем больше, чем более предпочтительным для ЛПР является изменение показателя в соответствующем направлении по вкладу в целевой эффект. Для одинаковых по предпочтительности частных показателей эффективности значения коэффициентов важности одинаковы. Получение такой информации от ЛПР представляет наибольшую трудность. В дальнейшем полученные коэффициенты важности используются при агрегировании частных показателей в функцию эффективности.
Рассмотренные способы выражения предпочтений ЛПР относятся к случаю сравнения исходов операции G или значений показателей W. При выборе лучшей стратегии проведения операции (то есть установлении предпочтений на множестве U) необходимо дополнительно учитывать условия ее проведения, то есть ориентироваться на более «правдоподобную» ситуацию. В этом случае необходимо выявить предпочтения ЛПР относительно условий Л. Для этого применяют два основных способа.
При выражении предпочтения субъективными вероятностями от ЛПР необходимо получить оценки степени "возможности реализации того или иного комплекса условий проведения операции. Эти оценки выражаются в виде неотрицательных чисел, в сумме равных 1, причем каждое из этих чисел отражает степень уверенности ЛПР в том, что при проведении операции может реализоваться ситуация, соответствующая определенному параметру X А. Существуют условия для получения логически непротиворечивых выводов с использованием субъективных вероятностей. При выполнении этих условий с субъективными вероятностями можно обращаться так, как если бы это были обычные «объективные» вероятности.
Способ выражения предпочтений лингвистическими переменными основан на той предпосылке, что «элементами мышления человека являются не числа, а элементы некоторых нечетких множеств или классов объектов, для которых переход от «принадлежности» к «непринадлежности» не скачкообразен, а непрерывен». Такой подход используют при принятии решений, когда определяющими являются не количественные, а качественные характеристики. Например, при формулировке «возможных» целей предприятия в примере 2.2 ставилась задача «завоевания престижа». В этом случае уровень престижа может измеряться лингвистической переменной со значениями «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий». Далее вводят некоторую функцию принадлежности как способ формализации субъективного смысла этих качественных показателей.