Методы наращивания материала при восстановлении
Операции по наращиванию слоя на предварительно подготовленную поверхность изношенной детали являются, пожалуй, самыми важными в технологии восстановления. Учитывая большой разброс в абсолютных размерах деталей СТС и величинах предельных износов (0,005... 10 мм), на судоремонтных заводах в этих целях используется широкая номенклатура таких операций: нанесение гальванических и химических покрытий, наплавка и напыление, химико-термическая обработка и др. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Гальванические покрытия получают пропусканием через растворы солей наносимого металла постоянного тока плотностью 5... 100 А/дм2, под действием которого на предварительно очищенной поверхности катода - детали осаждается покрытие. Наибольшее распространение в судоремонте получили процессы хромирования и осталивания (железнения).
Хромирование применяют для наращивания слой металла, повышения износостойкости и коррозионной стойкости деталей. Осталивание позволяет получать гальванические осадки большой толщины и повысить износостойкость поверхности.
Химические покрытия являются менее распространенными из-за их большей стоимости. Осаждение происходит в результате погружения детали в растворы солей. В результате протекания обменных реакций наносимый металл (чаще всего никель) осаждается на детали. Эти покрытия, имея небольшую толщину, высокую твердостью и износостойкость, применяют, преимущественно для восстановления прецизионных деталей.
Диффузионные покрытия также позволяют наращивать слой на поверхности изношенной детали. Ее помещают в химически активную среду и нагревают до температуры свыше 500 °С; в результате протекания химических реакций на поверхности детали адсорбируются атомы наносимого вещества (азота, хрома кремния и др.), которые в дальнейшем диффундируют вглубь. Прирост массы и размеров, даже при длительных выдержках невелик, что затрудняет компенсацию значительных износов.
Металлизационные покрытия получают распылением проволоки из наносимого металла специальными аппаратами - металлизаторами электрической дугой или кислородно-ацетиленовым пламенем. Расплавляясь, частицы металла в жидком или полужидком состоянии ударяются о поверхность детали и, в результате адгезионных процессов, образуют покрытие. Металлизацией можно нанести слой до 12 мм, что позволяет компенсировать значительные износы. Однако, из-за сравнительно низкой прочности сцепления с подложкой, металлизации подвергаются преимущественно неподвижные сопряжения СТС.