Недостатки MRP
MRP очень хорошо проработано с технической точки зрения, и реализация конкретной MRP-системы не должна вызывать серьезных вопросов. Тем не менее, с MRP-системами возникает немало проблем, а попытки инсталлировать их нередко заканчиваются неудачей. Почему же такие проблемы и откровенные неудачи случаются со столь хорошо зарекомендовавшей себя системой?
Ответ, по крайней мере частично, определяется организационными и поведенческими факторами. Удалось выявить три основные причины: недостаточная заинтересованность высшего руководства, игнорирование того факта, что MRP – всего лишь компьютерная программа, которой еще предстоит научиться правильно пользоваться, а также совместимость MRP с ЛТ.
Недостаточная заинтересованность высшего руководства частично объясняется имиджем MRP. Многими MRP воспринимается как производственная система, а не как бизнес-план. Однако MRP-система используется для планирования ресурсов и разработки календарных планов. Кроме того, хорошо функционирующий календарный план способствует эффективному использованию активов фирмы, повышая таким образом прибыль. MRP должно восприниматься высшим руководством как инструмент планирования с акцентом на прибыль. Руководство должно усваивать новые знания, обращая особое внимание на важность MRP как интегрированного инструмента стратегического планирования с замкнутым циклом.
Вторая причина проблем с MRP заключается в поведении энтузиастов MRP-систем, которые явно перегибают палку в пропаганде их достоинств. MRP представляют как самодостаточную, автономную систему управления деятельностью фирмы, хотя на самом деле MRP – лишь часть общей системы. Третья проблема, заключается в увязке MRP и ЛТ.
Возможно, больше всего нареканий со стороны пользователей MRP вызывает ее чрезмерная жесткость. Когда MRP составляет план, бывает довольно трудно "отойти" от этого плана, если возникает такая необходимость.
Вообще говоря, основной план производства (Master Production Schedule – MPS) необходим для планирования выпуска конечной продукции. Однако, если конечный продукт довольно сложный или дорогостоящий, основной план производства может содержать также календарный план создания его основных узлов и компонентов.
Все производственные системы характеризуются ограниченной производственной мощностью и ограниченными ресурсами. Для составителя основного плана производства это может превратиться в серьезную проблему. В отличие от совокупного плана, который оперирует общими совокупностями операций и продукции, основной план производства должен указать, что именно и когда нужно производить. При этом соответствующие решения принимаются в условиях давления со стороны различных функциональных подразделений, например отдела сбыта (уложиться в срок, установленный заказчиком), финансового отдела (минимизировать запасы), руководства предприятия (максимизировать производительность и уровень обслуживания заказчиков, минимизировать потребность в ресурсах) и производственного отдела (обеспечить разбивку плана на уровни, минимизировать время пуско-наладочных работ).
Чтобы составить приемлемый и выполнимый производственный план, различные пробные варианты такого плана "прогоняются" через MRP-программу. Полученные варианты запланированной последовательности операций (подробные производственные графики) проверяются на предмет наличия требуемых ресурсов и приемлемости сроков исполнения. Основной план производства, который на первый взгляд представляется выполнимым, может потребовать чрезмерных ресурсов, если необходимо резко нарастить производство и резко возрастает потребность в материалах, деталях и компонентах. В таком случае (а это бывает весьма часто) основной план производства подвергается пересмотру для учета существующих ограничений и еще раз прогоняется через MRP-программу. Чтобы обеспечить высокое качество основного плана производства, плановик должен:
- принимать во внимание все потребности (сбыт продукции, пополнение запасов на складе, поставки запчастей и межзаводские поставки);
- всегда ориентироваться на совокупный план;
- принимать участие в обсуждении сроков выполнения каждого заказа;
- быть доступным для всех уровней управления;
- объективно улаживать противоречия между производственным, маркетинговым и технологическим подразделениями;
- выявлять и обсуждать все возникающие проблемы.
Рассмотрим пример планирования выпуска трех типов матрасов в мебельном производстве. В верхней части рис. 16.2 показан совокупный план производства общего количества матрацев, запланированного на месяц, без учета типов матраца. В нижней части показан основной план производства с указанием конкретного типа матраца и количества матрацев, запланированного на каждую неделю. На следующем, более низком уровне (не показан) должна находиться MRP-программа выпуска, в которой разрабатываются подробные календарные планы, показывающие, когда именно для изготовления матрацев понадобится хлопчатобумажная обивка, пружины и деревянные каркасы.
Еще раз подытожим последовательность планирования, отметив, что совокупный производственный план, определяет объемы производства группы продуктов. Он не содержит указания на то, какие именно изделия входят в группы. Следующим по иерархии уровнем в процессе планирования является основной план производства. Основной план производства представляет собой календарный план, в котором указывается, сколько конечных изделий каждого вида – и в какие сроки – фирма планирует изготовить. Например, совокупный план для компании, выпускающей мебель, может указывать общее количество матрацев, которое эта компания собирается выпустить в следующем месяце или квартале. MPS представляет собой дальнейшую детализацию этого плана, указывая точный размер матрацев, их характеристики и стили. В MPS нужно указать все матрацы, продаваемые компанией, а также определяется (с разбивкой по периодам, как правило, неделям), сколько матрацев каждого типа потребуется и когда именно они потребуются.
Еще ниже в иерархии планирования располагается MRP-программа, в которой вычисляется и планируется во времени все необходимое сырье, детали и узлы, требующиеся для изготовления матрацев, указанных в MPS.