Внешние атрибуты
К внешним атрибутам относятся вывески, символы и движущаяся реклама, выступающие социально значимыми элементами сервиса. Как и окружающая среда, эти элементы определяются дизайном здания, хотя ориентация, расположение и размер многих объектов и зон может нести определенный смысл.
• В далекие времена служащих, занимающихся выдачей банковских займов, можно было легко найти, так как их столы располагались на подиуме.
• Служащий, сидящий за столом у входа, встречает и провожает посетителей к месту назначения.
• В магазине участки пола, покрытые керамической плиткой, указывают на то, что это проходы, а ковровые покрытия – что это отделы, предназначенные для осмотра товаров.
• У некоторых продавцов автомобилей в офисе повешены школьные доски, так как пишущего на классной доске человека часто отождествляют с учителем, которого следует слушать и кому можно доверять.
Из этих примеров видно, что учет поведенческих факторов усложняет планировку сервисных предприятий на основе концепции "сервисного ландшафта" и выбор планировки помещений превращается в проблему выбора между местом представления товаров и удобством обслуживания клиентов.
Сейчас в планировке офиса появилась тенденция к организации открытых офисов с рабочими местами, отделенными только невысокими перегородками. Чтобы создать благоприятные условия для общения и командной работы компании, удаляют капитальные стены. Вывески, символы и движущаяся реклама, о которых шла речь в разделе, посвященном планировке сервисных предприятий, при планировке офиса еще важнее, чем для предприятия розничной торговли. Например, габариты и ориентация рабочих столов могут указывать на занимаемую должность или на уровень профессионализма служащих, находящихся за ними. (Интересный пример размещения оборудования в японском офисе приведен во врезке "Планировка офиса в Японии".)
Центральные административные офисы часто спроектированы и построены таким образом, чтобы создать желаемый имидж компании. Например, административный офисный комплекс скандинавской компании Scandinavian Airlines System недалеко от Стокгольма представляет собой группу двухэтажных зданий со стеклянными стенами, которые наводят на мысли об открытости взаимоотношений и "плоской" иерархии (небольшое количество уровней управления), что является характерной чертой управления данной компании.