Схема №10. Способы (методы) финансовой деятельности ГиМО.
Схема №9. Средства финансовой деятельности ПТО.
Схема №8. Функции финансовой деятельности ПТО.
Схема №7. Задачи финансовой деятельности ПТО.
Схема №6. Понятие финансовой деятельности ПТО.
![]() |
Финансовая деятельность – социальная деятельность, и как любая другая С.Д., имеет:
Цель, задачи, функции, субъекты, объекты, способы, формы. Рассмотрим их поподробнее.
Основная Цель ФДГ – финансовое покрытие затрат на социально-заказанные программы.
Чужое мнение. В учебниках обычно цель финансовой деятельности государства формулируют как «финансовое обеспечение задач и функций государства». Однако такая формулировка может трактоваться в пользу государственного аппарата и в ущерб самому обществу.
Вспомогательные (промежуточные) цели:
1) Сбор денежных средств в централизованные фонды,
2) Запланированное использование ДС.
Вообще Задачи (функции) государства: - социально-экономическое развитие, обеспечение обороноспособности и безопасности страны (ст. 7 КРФ), но ТПО в процессе осуществления ФД решают свои специфические задачи:
Задачи ПТО, решаемые в процессе осуществления финансовой деятельности (схема №7):
1) обеспечить планомерное формирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями ГиМО,
2) распределить фонды денежные средства так, чтобы стимулировать производство (расширенное),
3) финансовый контроль за законным и целесообразным использованием финансовых ресурсов.
Объектами финансовой деятельности ПТО (на что она направлена) являются:
1) централизованные фонды денежных средств,
2) финансовые правоотношения.
Функции финансовой деятельности ПТО (схема №8) – основные направления деятельности:
1) образование денежных фондов,
2) распределение финансовых ресурсов,
3) использование финансовых ресурсов,
4) контроль за движением финансовых ресурсов,
5) организация денежной системы страны (эмиссия денежных знаков).
![]() |
![]() |
Финансы объективно необходимы, они возникают не стихийно (в отличие, например, от товарно-денежных отношений), а в связи с организационной деятельностью государства.
Условия (предпосылки возникновения) финансовой деятельности:
· Наличие товарного производства, денег, кредита и других экономических категорий;
· Необходимость распределения национального дохода в денежной форме.
Средства финансовой деятельности: (схема №9) – они используются в ходе этой деятельности и направлены на достижение ее целей.
· Правовые нормы,
· Нормы бухгалтерского учета,
· Операционно-технические средства:
.1. бланки документов, счета-фактуры, расходные ведомости и т.д.;
· Коммуникативно-транспортные средства:
.1. факсы, телефоны, Интернет.
![]() |
Способы финансовой деятельности ПТО: (схема №10) – это конкретные пути осуществления, методы достижения целей ФД ПТО.
Все способы (методы) делят на две группы общие и специальные.
1) общие – используются при осуществлении всех или почти всех функций ФД ПТО,
2) специальные – используются в процессе реализации отдельных функций ФД.
![]() |
Общие способы (методы) ФД ГиМО
1) Командно-волевой (императивный) - государство и его органы осуществляют ФД посредством принятия властных предписаний, обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами.
2) Рекомендательный метод состоит в поступлении не команд, а рекомендаций субъектам ФД. Так, в федеральном бюджете есть ряд статей с рекомендациями в адрес субъектов РФ.
3) Коллегиальный (метод согласований) заключается в совместном решении вопросов уполномоченными субъектами ФД.
Специальные способы ФД ГиМО применяются в процессе реализации функций…
1) образования ГиМ денежных фондов,
2) распределения ГиМ финансовых ресурсов,
3) использования ГиМ финансовых ресурсов.
В процессе осуществления функции образования денежных фондов применяются методы:
1) обязательных платежей – через установление налогов и сборов (основной метод),
2) добровольных платежей – через реализацию ГиМ займов, добровольных пожертвований государству,
3) финансовых изъятий – через изъятие государством свободного остатка прибыли казенного предприятия,
4) получение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,
5) эмиссия денег*.
*На сегодняшний день в РФ законодательно запрещено использовать эмиссию в качестве способа формирования государственных фондов ДС.
В процессе реализации функции использования* денежных средств применяются методы:
1) безвозвратного финансирования – безвозвратное и безвозмездное выделение ДС,
2) кредитования – возвратное и возмездное выделение ДС.
*Мнение (чужое): методы финансирования (использования) включаются в методы распределения, а методов использования не выделяют. (Считаю, что неверно.)
В процессе осуществления функции распределения финансовых ресурсов применяются методы:
1) субвенций,
2) дотаций,
3) трансфертов,
4) субсидий.
Принципы Финансовой деятельности ПТО.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.
Принципы финансовой деятельности – основополагающие, руководящие начала ее осуществления, критерии оценки, концентрированная сущность:
1) Законности – вне правового поля финансовая деятельность не осуществляется, весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
2) Федерализма – финансовая деятельность осуществляется как РФ в целом, так и субъектами РФ. Конституционно закрепляются их права на самостоятельное осуществление финансовой деятельности с учетом разделения предметов ведения с РФ.
3) Самостоятельности органов МСУ при осуществлении ФД – право самостоятельного Ф,РиИ ФДС для решения вопросов местного значения.
4) Равноправия субъектов РФ при осуществлении ФД – предусмотрен равный объем прав и полномочий (но на практике - экономически разный уровень реализации прав).
5) Разделения властей – все три ветви власти принимают участие в осуществлении ФД (но полномочия не пересекаются, а вступают во взаимодействие):
- законодательная власть – формирует основу для ее осуществления, определяет общий порядок ее осуществления,
- исполнительная власть – непосредственно ее осуществляют (Ф,РиИ ФДС)
- судебная власть – влияет на осуществление ФД посредством оценки законности принимаемых финансово-правовых актов, заключаемых договоров и совершения других юридически значимых действий.
6) Гласность (открытость, прозрачность) – проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.,
7) Приоритет публичных интересов при осуществлении ФД – цель ФД – финансовое обеспечение затрат на социально-заказные программы, т.е.обеспечение публичного интереса государства и общества в целом,
8) Социальной направленности ФД – т.к. у нас социальное государство,
9) Единства финансовой политики и денежной системы на территории РФ – вся финансовая деятельность на всех уровнях подчинена общим принципам ее осуществления.
10) Плановости – вне плана ФД не осуществляется, вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах,
11) Участия граждан в осуществлении ФД - реализуется через выборы, референдумы, занимание ответственных должностей в финансовых органах.
1.3. Финансовое право – отрасль права. Предмет и метод ФП.
Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе Российского права в силу следующих обстоятельств (схема №11):
1) наличие общественной потребности и
2) государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании ФД,
3) что обусловлено особой значимостью финансов для государства.




