Финансовая деятельность ПТО

Схема №5. Система финансовых органов России.

Схема №4. Система финансов России (звенья финансовой системы РФ).

Схема №3а. Отличие публичных финансов от частных финансов.

Схема №3. Функции государства, осуществляемые посредством управления финансами.

Схема №2. Функции финансов.

Схема №1. Соотношение экономических, денежных и финансовых отношений.


Итак,

Финансы - одна из экономических категорий, имеет экономическое и материальное содержание:

1) как экономическая категория - система денежных отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода,

2) по своему материальному содержанию – совокупность денежных фондов, мобилизуемых и используемых государством и местными органами для решения своих задач.

Соответственно:

1) В экономической науке: Финансы (финансовые отношения) – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, необходимых для обеспечения публичных интересов общества в целом.

2) В юридической науке Финансы (финансовые ресурсы) - совокупность денежных фондов, мобилизуемых и используемых государством и местными органами для решения своих задач, по поводу которых возникают финансовые отношения.

Определение финансов в юридическом аспекте как фондов, а не отношений, необходимо для того, чтобы разделить понятия «финансы» и «финансовые отношения» (правоотношения). Хотя встречается мнение, что в юридической науке эти понятия тождественны.

Специфические признаки финансов (как отношений):

1) носят денежный характер: финансы – это всегда денежные отношения,

2) одна из сторон отношений – государство или его уполномоченный орган,

3) движение финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды,

4) распределительные отношения (всегда на стадии распределения, а не производства и обмена),

5) безэквивалентные отношения.

Итак, предметом финансового права являются имущественные или неимущественные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств ПТО, необходимых для осуществления их задач и функций.

Финансы, как фонды и отношения по их формированию выполняют определенные функции.

Функции финансов (как экономических отношений) (схема №2):

1) образование публичных денежных фондов,

2) использование публичных денежных фондов.

 
 


Существует мнение (чужое), что контрольная, распределительная и стимулирующая функции также присущи финансам, однако, считаю что это не верно, т.к. эти функции осуществляют не финансы, а соответствующие органы государства (схема №3).

С помощью финансов, в процессе формирования и использования денежных ресурсов, государственные органы могут осуществлять следующие функции:

1) контролировать процесс формирования и использования средств,

2) стимулировать экономических агентов,

3) перераспределять национальный доход.

 
 


Финансовая система


Распределительный характер публичных финансов.

Необходимо отметить, что публичные финансы имеют распределительный характер.

Противоречие между частными и публичными интересами общества обусловлено самим содержанием финансовых отношений. С одной стороны государство, выступая в интересах общества, хочет повысить свои доходы, применяя в большей части безвозмездные и безвозвратные изъятия, с другой стороны, другие участники финансовой деятельности хотят минимизировать для себя неблагоприятные последствия участия в финансовой деятельности.

В результате государство при осуществлении финансовой деятельности использует распределительные системы.

Распределительные системы государства в сфере финансов:

1) Налоги – фискальная политика.

2) Кредит – аккумулирует и перераспределяет временно свободные капиталы и вложения.

3) Денежное обращение – через нарушение соответствия между наличной денежной массой и реальной потребностью в деньгах (монетарная политика).

4) Вмешательство в ценообразование – отклонение цен товаров и услуг от их справедливой стоимости с целью реализации государственной политики (социальной, аграрной, региональной).

5) Международные расчеты – валютное регулирование, внешнеторговые цены, пошлины и т.д.

Распределительный характер публичных финансов проявляется также в том, что финансовые отношения возникают только на стадии распределения (перераспределения) общественного продукта.

Стадии воспроизводственного цикла:


* Распределение – движение денежных средств обособленно от движения товаров.

** Обмен – движение денежных средств совпадает с движением товаров.

Рассмотрим различия в правовом режиме распределения и обмена.

Распределение
Участники отношений формально юридически НЕ равны Характер и содержание распределительных отношений определяются императивными установками государства и иных субъектов публичного права Распределительные отношения регулируются нормами публичного права (финансового, административного)
Обмен
Участники отношений формально юридически равны Характер и содержание обменных отношений определяются диспозитивно (на договорной основе) Обменные отношения регулируются нормами частного права

Финансовая система РФ. Термин используется в нескольких аспектах:

1) Финансовая система как институциональная система - Система финансов РФ (схема №4) – совокупность взаимосвязанных финансовых институтов, способствующих образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

Основываясь на положениях ст. 8 Конституции Российской Федерации, финансовая система России рассматривается как совокупность следующих институтов:

§ государственных финансов;

§ местных финансов;

§ частных финансов;

§ иных финансов.

Иные финансы как институт финансовой системы включают общественные отношения, возникающие при создании фондов денежных средств, находящихся на праве, например, смешанной собственности: фонд страхования вкладов граждан.

Финансовая система (как экономическая категория), по мнению большинства ученых, представляет собой совокупность финансовых институтов, т.е. совокупность отдельных групп экономических отношений, однородных по формам и методам мобилизации или использования фондов денежных средств.

Разные авторы по-разному объединяют финансовые отношения в группы (звенья). Остановимся, например, на таком делении:

 
 


2) Финансовая система как организационная структура - Система финансовых органов РФ. (схема №5) – совокупность финансовых органов, включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства.


3) Финансовая система как фондовая структура – совокупность публичных фондов денежных средств.

Некоторые авторы предлагают отказаться от понятия «фонд денежных средств», и заменить его более широким термином «финансовые ресурсы».

Считаю не верным, т.к. Финансовые ресурсы - синоним понятия «денежные средства», а фонд означает «денежные средства, ассигнуемые для определенной цели.

Фонды денежных средств подразделяют на:

· централизованные, аккумулированные в бюджеты ПТО – предмет ФП;

· децентрализованные* (хозяйствующих субъектов, унитарных предприятий).

* Децентрализованные фонды государственных и муниципальных предприятий не относятся к предмету финансового права, хотя и встречается другое мение.

В обществе, где действуют товарно-денежные отношения, довольно быстро формируется особый вид человеческой деятельности, направленной на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения общественных потребностей.

Таким образом зарождается финансовая деятельность, которую можно подразделить на

1) финансовую деятельность государства и муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и

2) финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на праве частной собственности (частная финансовая деятельность).

Важнейшим видом финансовой деятельности является финансовая деятельность Публичных Территориальных Образований (ПТО) - государства и муниципальных образований, обеспечивающая финансовыми ресурсами жизнедеятельность общества в целом, и составляющая традиционно предмет науки финансового права.

Опр. (краткое) Финансовая деятельность ПТО (схема №6) - представляет собой процесс планомерного формирования, распределения и использования ПТО финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения стоящих перед ними задач и функций.

Опр. (подробное) Финансовая деятельность государства - это особый вид государственной деятельности, выражающийся в осуществлении органами государства всех трех ветвей власти организационных, юридических и фактических действий, направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых в условиях рынка для финансового обеспечения жизнедеятельности общества и государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: