Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений

Правовые нормы, составляющие отрасль конституционного права, называются конституционно-правовыми нормами. Они весьма разнообразны и различаются:

- по своему содержанию;

- по юридической силе;

- по территории действия;

- по характеру их регулирующего воздействия на общественные отношения (различают управомочивающие, обязывающие, запре­щающие нормы);

- по степени определенности содержащегося в норме предписа­ния (выделяют императивные нормы, однозначно определяющие вариант поведения субъектов отношения, и диспозитивные, до­пускающие в определенных рамках возможности выбора вариан­та поведения субъектов);

- по назначению в механизме правового регулирования (разли­чают материальные и процессуальные нормы; первые определяют содержание действия, вторые – порядок его осуществления).

Правильное применение конституционно-правовой нормы тре­бует уяснения ее особенностей на основе перечисленных признаков.

Наряду с общими признаками, присущими любой право­вой норме (универсальный, неперсонифицированный харак­тер, сознательно-волевой характер, формальная определен­ность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом от­личительных черт.

1. В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный ха­рактер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного ре­шения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т.п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1: «Российская Федерация... есть демократическое..., правовое государство...», ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...» и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания при­обретения российского гражданства, разграничение пред­метов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все-таки конкретный, а не дек­ларативный характер.

2. Поскольку конституционное право – отрасль публич­ного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т.е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных ва­риантов толкования или поведения, например: «… носителем суверенитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «… законы подлежат официальному опубликованию...» (ч. 3 ст. 15), «… никто не может быть по­вторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президен­та РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «… перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т.п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жест­кие, дающие соответствующему субъекту возможность вы­бора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президен­том РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «… в случае если Госу­дарственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо под­тверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабаты­вает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием... или выносится на всена­родное голосование...» (ч. 3 ст. 135) и др.

3. Конституционно-правовые нормы часто имеют усечен­ную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкос­новенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Мест­ное самоуправление осуществляется гражданами путем ре­ферендума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотноше­ний, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.

4. Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано раз­витое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отрас­лей национальной системы права. Так, гражданское законо­дательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономиче­ского пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); тру­довое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и пра­ве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не мо­жет не учитывать предписаний Конституции РФ о возмож­ности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных прин­ципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46-54, гл. 7 Конституции РФ) и т.д.

В результате действия конституционно-правовых норм возни­кают конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовое отношениеэто общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь меж­ду субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, преду­смотренных данной правовой нормой.

Возникновению конкретного конституционно-правового отно­шения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится уча­стником данного правоотношения, обладателем соответствующих правообязанностей.

Юридический фактэто событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение пра­воотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуж­даются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству возникает в свя­зи с таким событием, как рождение человека. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация из­бирательного права гражданина, предшествует цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании из­бирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступле­ние срока, установленного для начала голосования.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, го­сударство, депутаты, органы государственной власти, избиратель­ные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-право­вых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства – Российская Федерация и республики. К участни­кам конституционных правоотношений относятся и такие субъек­ты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного само­управления, политические партии и другие общественные объе­динения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, гра­ждане. Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых право­вые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязан­ности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без граждан­ства (например, при подаче заявления о приобретении российско­го гражданства).

Можно выделить и некоторые особенности конститу­ционно-правовых отношений (обусловленные главным об­разом спецификой предмета, метода конституционно-пра­вового регулирования и конституционно-правовых норм).

5. Конституционные правоотношения есть базовые обще­ственные отношения в тех сферах, которые подпадают под объект конституционно-правового регулирования (специфика объекта правоотношений), соответственно, содержание кон­ституционных правоотношений составляют только основопо­лагающие (без детализации) права и обязанности субъектов этих отношений в сфере правового регулирования статуса личности, организации государства и функционирования пуб­личной власти.

6. К специфике субъектного состава относится то, что субъектом только конституционных правоотношений может выступать народ (именно народ, а не население опре­деленной территории, определенная группа граждан и пр.), в частности, при участии в референдуме, во всеобщих вы­борах, в правомерных акциях неповиновения существу­ющему неправовому, антиконституционному режиму.

7. Наряду с традиционными основаниями возникнове­ния, изменения и прекращения правоотношений – собы­тиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т.п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т.п.) конституционные правоотношения могут по­рождать и юридические факты - состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации).

8. Особый механизм реализации конституционных право­отношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституцион­но-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается, главным образом, посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1. Понятие источников конституционного права России, их многообразие. Система источников конституционного права.

2. Законы и их виды.

3. Подзаконные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: