Технологический

Системный подход

Подход отечественной теории социальной работы

СИНХРАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Диахромный подход (характерен для США)

Практика Социальной работы со случаем

1.Феноменология понятия «клиент»

2. Взаимодействие клиента и соц работника

1. В зарубежной теории соц работы клиент выступает в феменологическом ключе, как неразрывность личности и нё бытия. Развитие данного понятия определяется расширением сфер практики и понятийного сознания. Понятие клиент имеет различные толкования на разных уровнях теории и практики, претерпевая культурное историческое изменение.

Данное понятие приобретает системный характер и объединяет различные формы субъектности. Динамика изменения понятия(содержательная динамика) прошла следующие этапы:

1. С 1912 года (преддверие первой мировой, много эмигрантов)

Клиент это в первую очередь эмигрант.

2. С 1927 года Клиент-это человек имеющий проблемы с адаптацией в обществе

3. С 1929-1933 гг. Клиент- это малоимущий или находящийся за чертой бедности(великая депрессия)

4. С 1946 года Клиент-это представитель среднего класса с проблемами в семейных отношениях

5. С 1963 года К семейным проблемам клиента добавляются экономические и психологические

6. С 1987 года Клиент-это любой субъект имеющий любые проблемы

В основе изменения понятия клиент доминанты являющиеся ситуационными переменными(роль клиента, потребности, система взаимодействия с соц работником)

Типология клиента связана со спецификой его запроса и видов помощи.

Типология клиента связана с его поведением:

1. Агрессор (через слова, не способен соблюдать нормы общества и скидывает ответственность на общество, повышенная интонация в голосе)

2. Вежливый (воспитанный, признаёт вину, адекватно идёт на контакт с соц работником)

3. Немой (использует невербальное общение, пытается уйти от помощи)

Главный акцент делается на процессе изменения и взаимодействия. Центральным звеном явл система клиентуры, под которой понимается всё многообразие людей обращающихся за помощью. Важнейшим системным признаком клиентуры является наличие проводника перемен и контракта установленного между клиентом и проводником перемен. –социальный работник.

Таким образом, типология клиента имеет постоянную динамику обусловленную, как социально – экономическими так и психосоциальными факторами. Работа по поводу проблемы с самим учреждением. В теории и практике СР, сложилась 2 основных подхода к взаимодействию соц работника и клиента.

Соц работник проводит профилактические или корректирующие мероприятия по отношению клиенту. Работа строится, как взаимоотношения субъекта и объекта. Взаимодействие носит иерархический, ассиметричный характер. Действие направлено от стоящего выше профессионально-компетентного социального работника к клиенту следующего его указаниям. В ходе взаимодействия соц работник интерпретирует ситуацию, идентифицирует проблему и выбирает способы её решения. Данный подход предъявляет особые требования к этическим нормам социального работника, т. к клиент не всегда в полной мере способен контролировать ситуацию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: