Правопреемство государственной собственности, государственных долгов и госу-

дарственных архивов СССР бывшими союзными республиками.

Процесс правопреемства на территории СССР касался двух видов государственной соб-

ственности: зарубежной собственности бывшего СССР и собственности, расположенной на

его территории. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза

ССР от 4 декабря 1991 г. и более поздние соглашения показали, что интересы государств —

республик бывшего СССР были направлены, прежде всего, на регламентацию проблемы

правопреемства в отношении собственности, находящейся за рубежом. С первых шагов в де-

ятельности Российской Федерации наметилась тенденция, направленная на сохранение за

собой всех активов, чему противостояли остальные государства-республики, также заинте-

ресованные в получении части собственности бывшего Союза ССР.

Доли государств в активах впервые были установлены в Договоре от 4 декабря 1991 г., та-

кое распределение сохранилось и в последующих соглашениях о правопреемстве. Активы и

долги СССР распределялись между республиками на основании единого агрегированного

показателя. Этот показатель был выработан с помощью факторного анализа и основывался

на четырех признаках: долях республик в экспорте, импорте, производственном националь-

ном доходе и численности населения СССР за 1986—1990 гг., т. е. за период, непосредствен-

но предшествующий распаду СССР. Например, для России он составил 61,34 %, для Респуб-

лики Беларусь — 4,13 %.

30 декабря 1991 г. в Минске республики подписали Соглашение о собственности бывшего

Союза ССР за рубежом, в котором взаимно признали право каждой на соответствующую

фиксированную справедливую долю. В развитие Договора от 4 декабря 1991 г. и Соглаше-

ния от 30 декабря 1991 г. было подписано Соглашение о распределении всей собственности

бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июня 1992 г. В нем вновь устанавливался порядок раз-

дела на основании единого агрегированного показателя в соответствии с теми же долями,

однако уже без учета долей Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, составляющих в совокупно-

сти 4,77 %. Стороны исходили из взаимозависимости, существующей между обязательством

участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию внешнего государственного

долга и возможностью реализации права собственности каждой из сторон на причитающую-

ся ей долю имущества за рубежом.

В результате подписанного Республикой Беларусь и Российской Федерацией Соглашения

об обслуживании внешнего долга бывшего Союза ССР от 20 июня 1992 г. Беларусь передала

России свою долю активов в счет погашения своей части долга.

Влияние на осуществление правопреемства оказывал и внешний фактор, в особенности

это касалось долгов бывшего СССР. В ходе двух встреч представителей финансовых ве-

домств «большой семерки» с представителями 12 суверенных республик, проходивших в

Москве в октябре-ноябре 1991 г., были подписаны Меморандум о взаимопонимании относи-

тельно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства от 28 ок-

тября 1991 г. и коммюнике от 24 ноября 1991 г., в которых изложены взаимные обязатель-

ства сторон. Начиная с этого момента сформировалась устойчивая тенденция, проявляющая-

ся затем на протяжении всего процесса правопреемства: Россия стремилась сконцентриро-

вать в своих руках все активы бывшего СССР, приняв на себя обязательства по выплате

внешнего долга, Украина оказывала сопротивление, не желая идти на экономически невы-

годные для себя компромиссы.

Далее правопреемство в отношении долгов регулировалось многосторонними соглашени-

ями, заключенными странами, расположенными на территории бывшего СССР. Первым ша-

гом в этом направлении явилось подписание 4 декабря 1991г. Договора о правопреемстве в

отношении внешнего долга и активов Союза ССР. Его сторонами выступали государства,

являющиеся или бывшие субъектами Советского Союза, и Союз СССР как государство-

предшественник. Исключение составляли государства Прибалтики, заявившие, что юриди-

чески они не входили в состав СССР и поэтому не являются его приемниками.

Хотя в конечном итоге, Договор от 4 декабря 1991г. не был реализован, отдельные его по-

ложения послужили отправным пунктом для дальнейшей работы по урегулированию про-

цесса правопреемства. В частности, в нем содержалось определение государственного внеш-

него долга СССР как любого финансового обязательства, взятого СССР как любого финан-

сового обязательств, взятого СССР или другим законным образом уполномоченным на то

СССР лицом, в отношении другого государства, международной организации или любого

иного иностранного кредитора. Другим важным моментом этого Договора явилось установ-

ление связи между погашением долга и правом на получение активов, а также выявление до-

ли бывших республик СССР во внешнем долге последнего, равно как и в активах. Она опре-

делялась на основании единого агрегированного показателя, который фигурировал и в ряде

последующих соглашений.

Период многосторонних соглашений, продолжавшийся с конца 1991 г. до середины

1992 г., представлял собой первый, самый нестабильный этап правопреемства, который про-

демонстрировал несостоятельность договоров о правопреемстве в связи с их общим характе-

ром, многочисленными и неэффективными коллективными органами и отсутствием четкого

механизма реализации вопросов, в котором, прежде всего, были заинтересованы иностран-

ные кредиторы. Практика показала, что создание такого механизма возможно лишь на базе

двусторонних соглашений. 9 октября 1992 г. это выразилось в Решении государств-

участников СНГ рассматривать вопросы правопреемства, в том числе и в отношении долгов,

на двусторонней основе путем заключения с другими республиками соглашений, получив-

ших название «нулевых вариантов». России удалось добиться права на все активы бывшего

СССР, взяв на себя обязательство по погашению внешнего долга.

Исходя из принципа целостности и неделимости государственных архивных фондов,

нашедшем отражение в Соглашении о правопреемстве в отношении государственных архи-

вов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г., его участники не будут претендовать на фонды,

образовавшиеся в результате деятельности высших государственных структур бывшей Рос-

сийской империи и СССР, которые хранятся за пределами их территории (ст.1 Соглашения).

Одновременно участники взаимно признали переход под их юрисдикции государственных

архивов, включая архивы общесоюзного уровня, находящиеся на их территории (ст.2). Сле-

довательно, раздел архивов произведен по наиболее простому критерию – территориально-

му. В этом свете истолкован и принцип целостности фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: