дарственных архивов СССР бывшими союзными республиками.
Процесс правопреемства на территории СССР касался двух видов государственной соб-
ственности: зарубежной собственности бывшего СССР и собственности, расположенной на
его территории. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза
ССР от 4 декабря 1991 г. и более поздние соглашения показали, что интересы государств —
республик бывшего СССР были направлены, прежде всего, на регламентацию проблемы
правопреемства в отношении собственности, находящейся за рубежом. С первых шагов в де-
ятельности Российской Федерации наметилась тенденция, направленная на сохранение за
собой всех активов, чему противостояли остальные государства-республики, также заинте-
ресованные в получении части собственности бывшего Союза ССР.
Доли государств в активах впервые были установлены в Договоре от 4 декабря 1991 г., та-
кое распределение сохранилось и в последующих соглашениях о правопреемстве. Активы и
долги СССР распределялись между республиками на основании единого агрегированного
|
|
показателя. Этот показатель был выработан с помощью факторного анализа и основывался
на четырех признаках: долях республик в экспорте, импорте, производственном националь-
ном доходе и численности населения СССР за 1986—1990 гг., т. е. за период, непосредствен-
но предшествующий распаду СССР. Например, для России он составил 61,34 %, для Респуб-
лики Беларусь — 4,13 %.
30 декабря 1991 г. в Минске республики подписали Соглашение о собственности бывшего
Союза ССР за рубежом, в котором взаимно признали право каждой на соответствующую
фиксированную справедливую долю. В развитие Договора от 4 декабря 1991 г. и Соглаше-
ния от 30 декабря 1991 г. было подписано Соглашение о распределении всей собственности
бывшего Союза ССР за рубежом от 6 июня 1992 г. В нем вновь устанавливался порядок раз-
дела на основании единого агрегированного показателя в соответствии с теми же долями,
однако уже без учета долей Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, составляющих в совокупно-
сти 4,77 %. Стороны исходили из взаимозависимости, существующей между обязательством
участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию внешнего государственного
долга и возможностью реализации права собственности каждой из сторон на причитающую-
ся ей долю имущества за рубежом.
В результате подписанного Республикой Беларусь и Российской Федерацией Соглашения
об обслуживании внешнего долга бывшего Союза ССР от 20 июня 1992 г. Беларусь передала
России свою долю активов в счет погашения своей части долга.
Влияние на осуществление правопреемства оказывал и внешний фактор, в особенности
|
|
это касалось долгов бывшего СССР. В ходе двух встреч представителей финансовых ве-
домств «большой семерки» с представителями 12 суверенных республик, проходивших в
Москве в октябре-ноябре 1991 г., были подписаны Меморандум о взаимопонимании относи-
тельно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства от 28 ок-
тября 1991 г. и коммюнике от 24 ноября 1991 г., в которых изложены взаимные обязатель-
ства сторон. Начиная с этого момента сформировалась устойчивая тенденция, проявляющая-
ся затем на протяжении всего процесса правопреемства: Россия стремилась сконцентриро-
вать в своих руках все активы бывшего СССР, приняв на себя обязательства по выплате
внешнего долга, Украина оказывала сопротивление, не желая идти на экономически невы-
годные для себя компромиссы.
Далее правопреемство в отношении долгов регулировалось многосторонними соглашени-
ями, заключенными странами, расположенными на территории бывшего СССР. Первым ша-
гом в этом направлении явилось подписание 4 декабря 1991г. Договора о правопреемстве в
отношении внешнего долга и активов Союза ССР. Его сторонами выступали государства,
являющиеся или бывшие субъектами Советского Союза, и Союз СССР как государство-
предшественник. Исключение составляли государства Прибалтики, заявившие, что юриди-
чески они не входили в состав СССР и поэтому не являются его приемниками.
Хотя в конечном итоге, Договор от 4 декабря 1991г. не был реализован, отдельные его по-
ложения послужили отправным пунктом для дальнейшей работы по урегулированию про-
цесса правопреемства. В частности, в нем содержалось определение государственного внеш-
него долга СССР как любого финансового обязательства, взятого СССР как любого финан-
сового обязательств, взятого СССР или другим законным образом уполномоченным на то
СССР лицом, в отношении другого государства, международной организации или любого
иного иностранного кредитора. Другим важным моментом этого Договора явилось установ-
ление связи между погашением долга и правом на получение активов, а также выявление до-
ли бывших республик СССР во внешнем долге последнего, равно как и в активах. Она опре-
делялась на основании единого агрегированного показателя, который фигурировал и в ряде
последующих соглашений.
Период многосторонних соглашений, продолжавшийся с конца 1991 г. до середины
1992 г., представлял собой первый, самый нестабильный этап правопреемства, который про-
демонстрировал несостоятельность договоров о правопреемстве в связи с их общим характе-
ром, многочисленными и неэффективными коллективными органами и отсутствием четкого
механизма реализации вопросов, в котором, прежде всего, были заинтересованы иностран-
ные кредиторы. Практика показала, что создание такого механизма возможно лишь на базе
двусторонних соглашений. 9 октября 1992 г. это выразилось в Решении государств-
участников СНГ рассматривать вопросы правопреемства, в том числе и в отношении долгов,
на двусторонней основе путем заключения с другими республиками соглашений, получив-
ших название «нулевых вариантов». России удалось добиться права на все активы бывшего
СССР, взяв на себя обязательство по погашению внешнего долга.
Исходя из принципа целостности и неделимости государственных архивных фондов,
нашедшем отражение в Соглашении о правопреемстве в отношении государственных архи-
вов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г., его участники не будут претендовать на фонды,
образовавшиеся в результате деятельности высших государственных структур бывшей Рос-
сийской империи и СССР, которые хранятся за пределами их территории (ст.1 Соглашения).
|
|
Одновременно участники взаимно признали переход под их юрисдикции государственных
архивов, включая архивы общесоюзного уровня, находящиеся на их территории (ст.2). Сле-
довательно, раздел архивов произведен по наиболее простому критерию – территориально-
му. В этом свете истолкован и принцип целостности фондов.